Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Человечек она хороший…

Человечек она хороший…

Вечная проблема «отцов и детей». Как ее решать? Сколько книг написано на эту тему. Сколько фильмов вышло. Но все равно бывают и конфликты, и непонимание. Родители хотят счастья своим детям, а дети понимают его по-другому. Что делать? Наверное, общих рецептов нет и быть не может. Понимать друг друга. Но это общие слова. В каждом конкретном случае нужен свой подход. И свой совет.

Вот и Катерина Владимировна просит у читателей нашего форума именно совета.

Тема называется «Подросток».

Я не понимаю, почему моя дочь не хочет учиться! 10-й класс, следующий год выпускной, нужно определяться со своим будущим — а у нас двойки, угроза второго года, ПОЛНАЯ пассивность, даже исправлять двойки не хочет. Я очень переживаю: ведь знаю, чем это может закончиться. Причем человечек она хороший (добрый, домашний, как говорится, без вредных привычек)… Не знаю, что делать.

Первой ей ответила Екатерина Николаевна:

А она что Вам говорит по этому поводу? Она ведь чего-то хочет? О чем-то мечтает? Чем-то хочет заниматься?

Юлий Ардалионович написал достаточно «нетрадиционно»:

Катерина Владимировна, не волнуйтесь!

Если человек хороший, это главное. А вся эта фигня, которая щас загрязняет мозги, что типа обязательно нужно образование и всё такое, это всё пустое…

Когда Ваша дочь почувствует желание развиваться в том или ином направлении, она этим займётся… А учиться по школьной или ещё какой программе, это, по-моему, неестественно…

Я более чем уверен, что останься я на десятый класс в школе, у меня была бы та же ситуация… Но, благо, я ушёл в экстернат… А в девятом у меня были двойки в двух четвертях по литературе, и это при том, что сейчас (сейчас мне 21 год) я позиционирую себя как литератора! Уж про всякую химию и прочую лабуду я и не говорю… и я их тоже не исправлял…

А теперь всё ОК. Я чувствую себя вольным человеком, выбравшим не выбирать высшее образование… Я абсолютно доволен собой по жизни… Несмотря на то, что некоторые люди, когда узнают, что я нигде не учусь и не собираюсь, начинают округлять глаза…

Спорная позиция. Можно ли жить без специальности, «вольным художником», и при этом добиться успеха в жизни? Можно. Но усилий при этом придется приложить значительно больше. Доказать, что и без бумажки ты не букашка, значительно сложнее. Нужно ли обрекать себя на эти сложности? Каждый решает сам.

Не имели высшего образования Иван Бунин, Сергей Есенин, Александр Грин, Илья Эренбург, Лев Кассиль.

Без высшего образования стал «маршалом Победы» Георгий Жуков. Ну а одного «недоучку-семинариста», правившего нашей страной без малого тридцать лет, в том числе во время Великой Отечественной, думаю, знают все.

Не получил актерского образования Иннокентий Смоктуновский.

Не грыз гранит науки Эдуард Лимонов.

Без диплома смог преуспеть в журналистике и стать депутатом Госдумы Александр Невзоров; заработал свой первый миллиард Роман Абрамович; добилась всероссийского успеха Земфира Рамазанова.

Но это личности, индивидуальности, таланты. Ссылки на которых едва ли помогут разжалобить сотрудника отдела кадров, когда рядовой соискатель без диплома попытается устроиться на работу. Что делать? Вероятно, стать нерядовым.

И, конечно же, для родителей диплом о высшем образовании сына и дочери — повод для радости и гордости. Залог того, что ребенок уже не пропадет в этой жизни. Залог зыбкий. Но тем не менее…

А выбор, учиться или нет, естественно, всегда остается за человеком. Нужно ли заставлять учиться из-под палки? Нет. Можно ли попробовать мягко убедить человека в пользе образования? Да.

Роман Владимирович в общем согласился с Юрием Ардалионовичем:

Я тоже думаю, что школа, какие-то накрученные переживания из-за оценок, экзамены, левые страсти — это ерунда полная, и из-за этого только рождается отторжение к учебе, — жаль, что я только сейчас это все пониманию. Жаль, что не было человека, который мне мог бы дать действительно стоящий совет. Вам можно поговорить с дочерью, спросить, чем она хочет заниматься по жизни, нужна ли какая-нибудь помощь; если нет, то оставить ее в покое.

Родители так устроены — я говорю о нормальных родителях, — что никогда, до конца своих дней, не оставят своих детей в покое. Родительская забота очень часто вызывает у детей возмущение под девизом: «Мы сами с усами». Родительская забота порой принимает и не вполне адекватные формы. А в особых случаях, увы, может довести и до самоубийства. Думаю, многие помнят прекрасный фильм «Вам и не снилось…». Впрочем, мы ведем речь об образовании.

Дмитрий Сергеевич написал, в принципе продолжая мысль Романа Владимировича:

Мне кажется, что нужно поговорить с дочерью, узнать кем она хочет стать, чего хочет от жизни. Не думаю, что у нее невысокие стремления. А после стоит показать, чего она сможет достичь, забросив школу, и чего сможет, если ее закончит.

Это здравая позиция.

Веками женщины получали в лучшем случае домашнее образование. Затем стали организовывать нечто вроде женских вузов, которые именовались пансионами благородных девиц. Но девушек готовили в них лишь к одной «специальности»: быть достойной женой высокопоставленного мужчины. Только во второй половине позапрошлого века, очень постепенно, ситуация стала меняться. И теперь высшее образование имеет одинаковую ценность и для мужчин, и для женщин. Диплом превратился в своеобразный знак качества. Плохо это или хорошо — вопрос для отдельной дискуссии. Но это так. С дипломом лучше, чем без него, — это аксиома.

Сергей Михайлович подошел к проблеме несколько с другой стороны:

Совсем бросать учебу, конечно, не надо. Просто надо выбрать то, что интересно. А про то, что многие не идут в институт: институт — это не только учеба. Это часть жизни, и, на мой взгляд, одна из лучших. О школе я уже и не вспоминаю, но вот по институту скорее всего буду очень скучать.

Да, психологический и коммуникативный аспекты обучения списывать со счетов не стоит. Студенческая жизнь, тусовка (от этого слова, может быть, кто-то и поморщится, но в принципе под ним скрывается все то же вековое студенческое братство) имеют свою ценность и прелесть. Именно в это время завязываются и деловые связи, дружба до гроба, и, конечно, романтические отношения.

А Катерина Владимировна ответила на советы:

Конечно я с ней говорила, и не один раз… Слушает внимательно, со всеми доводами соглашается, а «воз и ныне там», не заставляет себя напрягаться… Слушает музыку, сидит в Инете, смотрит журналы… Ничем фанатично не увлекается…А когда спрашиваю о будущем — хочет интересную работу и высокую зарплату (как все нормальные люди), но мои увещевания на тему «под лежачий камень вода не течет», видимо, не воспринимаются всерьез.

Такое бывает. Согласиться с доводами родителей, сказать «да, да…» — и ничего не делать. Мол, отвяжитесь. Все мы, наверное, поступали так. Но не всегда мы были правы. Задним числом мы это понимали. Главное, чтобы это не случилось слишком поздно.

Екатерина Николаевна предложила радикальные меры:

Мой брат поступил так с сыном. Взял и вынес из его комнаты компьютер, музыкальный центр и все это закрыл. А потом состоялся разговор о том, что нужно делать, чтобы это все вернулось в его комнату. Сын выслушал и пообещал, что исправится. Но ничего не изменилось. Тогда брат дал ему три варианта выбора: 1) учимся и заканчиваем 11-й класс и поступаем в институт; 2) идем в училище военное и 3) отправляемся в колонию для несовершеннолетних. Как подействовало! И теперь учеба наш друг, правда, не самый лучший, но все же…

Такое тоже бывает часто. «Не хочешь — заставим». Помогает? Порой действительно помогает. А порой воспитывает озлобленность, агрессию, желание все делать наперекор. Направляет юношескую энергию не в то русло.

Катерина Владимировна, прочитав совет, резонно удивилась:

А что он натворил? Почему в колонию?

Екатерина Николаевна ответила:

Ничего. Просто ему дали такой выбор.

Итак, «палка» в классическом виде. «Не будешь учиться — посажу». Действенно? Да, наверное. Ведь действенно и дуло пистолета, направленное в висок. «Делай или умрешь». Но в эффективность «образования из-под палки» я не верю.

Читал я исповедь девушки, которая воспитывалась в строгих, если не сказать больше, правилах. Едва вырвавшись из-под родительской опеки, она, что называется, «пошла в разнос». Она выбирала таких мужчин, которых ее родители не пустили бы на порог, и злорадно при этом думала: делаю это им назло.

Конечно, это наивно. Конечно, это из серии «назло папе, назло маме утоплюсь в помойной яме». Но в чем-то, наверное, виноваты и мама с папой. Мягкость, такт, деликатность — часто об этом забывают и родители, и их дети.

Семён Семёныч тоже пребывает в сомнении от «ноу-хау» брата Екатерины Николаевны:

Я думаю, что это самое худшее, что можно сделать, поскольку его сын учится не потому что ему интересна учеба, а потому что есть какие-то угрозы со стороны Вашего брата. А учебу он почти наверняка ненавидит.

Юлий Ардалионович философски заметил:

Нет ничего хуже насилия. Человека нельзя воспитывать. И учить нельзя. Человек может сам учиться у кого-нибудь, если хочет.

СВОБОДА — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ.

Екатерина Николаевна возразила ему:

Свобода — это огромная ответственность!

И с этим ведь не поспоришь. Особенно если вспомнить такую максиму: «Свобода моего кулака заканчивается за сантиметр до носа соседа».

Юлий Ардалионович сказал:

Да чем бы она ни была, никто не может ограничивать свободу другого.

Слова эффектные. Все вроде бы в них правильно. Но всегда ли они справедливы? «Никто не может ограничивать свободу другого». Но мы ограничиваем свободу преступников. Мы наказываем таким ограничением. Да, ограничение свободы — наказание.

Светлана Ивановна заметила:

У вас, Юлий Ардалионович, какие-то оторванные от реальности, утопические взгляды.

Но без веры в идеал бы не двигалось вперед общество. Другое дело, что идеалы постоянно оборачиваются, при попытке воплотить их в жизнь, своей противоположностью. Очень тонкая это материя. Где тонко, там и рвется. И свободу ограничивать приходится…

Сергей Михайлович поделился личным опытом:

Я тем же занимался до двадцати лет. Правда, в институт получилось поступить. Сейчас, правда, в Интернете сижу еще больше, фанатично тоже ничем не увлекаюсь и журналов читаю (именно читаю) больше, но появилось еще очень много интересов. Я тоже не могу выбрать себе какое-то конкретное направление. У меня нет конкретного хобби — пытаюсь совмести все и сразу: кино, музыка, книги, компьютер, фотография. Учеба тоже пока не вдохновляет: еще не встретил предмета, который увлек бы меня полностью. ИМХО, большинство людей такие. Очень мало тех, кто чем-то фанатично увлекается. Посоветуйте ей просто задуматься о жизни: чего она хочет добиться, кем хочет стать и т.д.? Пусть даже Вам не отвечает. А если ничего не получится, значит, наверное, не доросла еще.

Все советуют поговорить. И это правильно. Многие беды происходят от того, что многие люди разучились говорить, разучились слушать, разучились обсуждать между собой проблемы. Нам, россиянам, пока что завидуют на Западе: «Вы еще не утратили искусство искреннего разговора…» А если утратим? А ведь это наше национальное достояние. В этом, может быть, и заключена так называемая загадочная русская душа. Поговорить. Понять. Почувствовать. Как часто мы об этом забываем. А ведь так просто — поговорить.

Мало тех, кто «фанатично увлекается». А жаль. Может, если бы каждый человек нашел свое призвание, мы бы жили гораздо лучше. Представьте себе общество, в котором каждый живет по призванию, каждый занимает свое место и доволен им. Утопия. Коммунизм.

Кстати, о коммунизме. Антон Валентинович процитировал Маркса:

СВОБОДА — ЭТО ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ!

С Марксом спорят. Но можно ведь и согласиться. Если вспомнить, что осознание должно прийти не извне, не навязанное, а искренне зародиться в человеке. «Я этого хочу». Вот она, осознанная необходимость. А мы, обжегшись на социализме, сталинизме, ГУЛАГе, сразу воспринимаем постулат Маркса в штыки. Не стоит.

Катерина Владимировна спросила Сергея Михайловича:

Сергей Михайлович, как реагировали ваши родители, что они делали?

И главное, что меня беспокоит, на что человек будет жить, что кроме «свободы» сможет дать своим детям, они ведь захотят кушать…

Да, это главное. На что человек будет жить. Об это разбиваются все красивые слова. Ведь хиппи 50—60 годов на Западе были детьми богатых родителей. Они могли себе позволить быть «детьми цветов». И большинство из них вернулось в лоно семьи, в ненавистную «систему потребления». Сейчас это поколение правит миром. Стоит во главе транснациональных корпораций, масс-медиа, правительств.

Что человек может дать своим детям? Хороший, мудрый вопрос. Способный заставить думать о себе, о своем месте в жизни. Что ты оставишь своим детям?

Сергей Михайлович ответил Катерине Владимировне:

Никак. В школе еще как-то следили, а потом уже меньше. Но это не от того, что у меня плохие родители. Наоборот — очень хорошие. Просто они не навязывали мне свое мнение. Да я, честно сказать, и не слушал. А теперь сам стараюсь (пока, к сожалению, не так активно) строить свою жизнь. Мне кажется, что в определенный момент каждый сам все поймет. Кто-то раньше, кто-то позже. А если нет — то тогда, наверное, уже ни у кого не получиться. Да и не надо лезть в чужую жизнь. Помогать — да, надо. Навязывать — нет.

Я полагаю, Сергей Михайлович прав. «Помогать, но не навязывать». С ним согласится педагог и психолог. Согласится мудрый родитель, который, конечно же, и педагог, и психолог «в одном флаконе». Кстати, о пользе высшего образования. Ведь психология и педагогика — специальности, изучаемые в вузах. Больше было бы образованных в этом плане людей — изменилась бы жизнь. Конфликтов стало бы меньше. И «трудных подростков».

Семён Семёныч высказал свое мнение:

Сложная ситуация.

Воспитывать человека в 16 лет, конечно, можно, да вот перевоспитать, боюсь, уже тяжело. Если Вы являетесь для дочери не только формальным родителем, но и авторитетом, можно попытаться поговорить по душам и внушить другой подход к жизни. Если же контакт с ребенком чисто формальный, то от разговоров толку будет немного.

Судя по информации, у девочки нет ни целей ни интересов. Какой смысл учиться, если не к чему стремиться?

На Вашем месте я бы попробовал мягко ограничить пустое времяпровождение и вместо этого заполнил это время обязательной деятельностью (гулять с собакой, мыть посуду, ходить в магазин и т.п.) с одной стороны и разнообразными альтернативными способами времяпровождения с другой (театры, походы, спорт, клубы, книги и т.п.). Пусть ребенок увидит что тупому просмотру (обратите внимание, журналы не читают а СМОТРЯТ!) журналов и сайтов существуют альтернативы.

Когда появляется интерес, тогда есть и стимул что-то делать (в нашем случае — учиться).

К сожалению, сам ребенок отношение к жизни вряд ли изменит. Придется Вам поначалу делать все ВМЕСТЕ.

Да, придется заниматься ребенком даже, возможно, в ущерб себе. Стоит это затрат сил и нервов или нет, решать Вам.

Здесь ни убавить, ни прибавить. Единственное, что сложно делать выводы об отсутствии у девочки целей и интересов. О чем сам Семён Семёныч справедливо и упоминает: «судя по информации».

Нет человека без целей и без интересов. Есть люди, у которых не получается их раскрыть. Они несчастливы.

Уверен, что у дочери Катерины Владимировны все получится. Ведь «человечек она хороший». А это самое главное. Есть шутка: «Хороший человек — это еще не профессия». Но это шутка. Хороший человек достойно живет. Помогает другим. Вокруг него всегда аура теплоты. И в этом тепле согреваются тем, кому холодно. А это дорогого стоит. Это редкость. Редкий дар добра.

Остальное приложится.

Вы согласны со мной?

932


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95