Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Что есмь истина?

Как известно, всё стоящее в русской культуре было создано до 1991 года. Дальше пошёл век насилия и чистогана, в который ничего путного возникнуть не может.

Тем не менее формально всё осталось как было, в частности, жанры, роды и виды литературы на месте. Но на самом деле, как мало-мальски продвинутые критики давно доказали, это так называемая литература. Постмодернизм. Перепевки и пародии. Писать нужно так: ни словечка в простоте, ни словечка серьёзно, идеальное произведение должно соответствовать обоим этим постулатам. В жизни не осталось места незыблемым авторитетам и заслуживающим почтения вершинам, на которые интеллигентному человеку было бы не стыдно карабкаться.

Вошедшее в обиход вскоре после ликвидации советской власти слово-паразит «как бы» это вполне наглядно иллюстрирует. Всё в мире «как бы», всё заслуживает иронии. Соцарт и Владимир Сорокин разнесли в щепы советский официоз, делая это временами талантливо. Но когда не стало советского официоза, оказалось непонятно, что делать дальше. Советский цирк уехал, а клоуны остались.

Тут, перебрасывая мостик к Виктору Пелевину, заметим, что типичное для «новых времён» отношение к реальности вот именно такое — через «как бы» — забавно соответствует эзотерическому подходу к жизни. Я употребил слово «эзотерический» за нехваткой более уместного обобщающего термина. Тогда уж и Набоков — эзотерик; он писал, что реальность — «странное слово, которое ничего не значит без кавычек». Впрочем, а кто и когда был против такой обнадёживающей идеи. Жизнь есть сон, да. И ложки, кстати, не существует.

Вот на таком уровне и можно заниматься чем-то серьёзным.

* * *

Весь Виктор Олегович Пелевин (род. 1962, как принято писать в энциклопедиях и аннотациях), собственно, содержится в ранней своей повести «Затворник и Шестипалый». В конце 80-х её можно было прочесть как социальное обличение — читали же так Стругацких, «по мотивам» которых, строго говоря, и была эта повесть написана. Так и впредь все произведения Пелевина будут читаться в первую очередь как тонкая социальная сатира — такая тонкая, что в ней даже прослеживаются эзотерические мотивы, что, безусловно, не снилось Петросяну и Мартиросяну.

Тут возможны варианты: при отношении к Пелевину снисходительном (мы же не забыли, что в этом мире всё «как бы», понарошку, серьёзности не заслуживает ничего, ни даже автор, живописующий этот факт) это так; при мысли, что Виктор Олегович глубже, чем нам хочется, придётся вспомнить старую истину, что писатель иллюстрирует свои идеи тем материалом, что под рукой. Истины вечные, а декорации — какие были на момент жизни. Тут не только писатели, а все, что называется, креативные личности: вот и Христос, проводя свои психотренинги и семинары, обращался к близким пастве примерам.

Только не стоит обвинять вашего покорного слугу в сравнении божьего дара с яичницей, Пелевина — с основателем христианства; тем паче Виктора Олеговича принято относить к адептам буддизма. Он, Виктор Олегович, вроде бы и сам не прочь; хотя можно сказать, что в стихийных буддистах состоит — и всегда состояло — большинство мыслящего человечества. Ложки не существует, да.

В общем, рассуждая о Пелевине, ответим на традиционный школьный вопрос: что хотел сказать автор? Вычленим суть, не отвлекаясь на декорации, — в таком случае всегда оказывается, что любой писатель, в сущности, пишет одну и ту же книгу; впрочем, это литературоведческая банальность. Итак, что в «сухом (на самом деле мокром, приправленном слёзной влагой — не течёт, но увлажняет глазки благодарного читателя) остатке»? А ничего нового, и это превосходно. Указание жизненного пути — или, если угодно, Пути. Ну, этим — указанием — все грешат, направления только разные.

Что же это за Путь? Тоже ведь ничего нового. Путь должен быть к идеалу. (Фраза о «дороге к храму» выскакивает автоматически — а что, кстати, за храм? какой конфессии? Тонем в метафорах, короче, и надо вовремя вынырнуть.) Слово «идеал» раздражает, оно банально и безвкусно. Сформулируем по-другому, как это и делают буддизм и Виктор Олегович: к истинному своему состоянию, некой константе души, абсолюту, нирване. При этом — что самое важное — не отвлекаясь на подложные цели, которые подставляет, подсовывает тебе окружающий иллюзорный мир.

Познать себя, раствориться в себе, найти себя… Уж последний-то псевдоним смысла жизни — найти себя — избит и затёрт, всем известен. Тут никакой не эзотерик, а товарищ Александр Твардовский советует «найти себя в себе самом и не терять из виду». Собственно, мы все советуем это друг другу — лучшее, что можем посоветовать. Просто материалисты-реалисты-пессимисты считают, что под этим «найти себя» кроется обретение призвания, занятия, приносящего максимальную радость человеку до старости, а хорошо бы и до смерти (смерть на сцене как апофеоз актёрской биографии), а всякие-разные идеалисты-оптимисты, в том числе буддисты, раскидывают это занятие на вечность, за что честь им и хвала.

А так все всё понимают правильно. Найти себя в себе самом, не отвлекаясь…

Это, собственно, и всё, что автор — не только Виктор Пелевин, а любой заслуживающий внимания — хотел сказать. Все истории по-разному иллюстрируют эту истину, или, опять же если угодно, Истину.

* * *

Мы хотим сохранить хорошее настроение, поэтому нам ближе поиск себя в вечности, а не на протяжении восьмидесяти, приблизительно, лет.

Утешительная теория, по-видимому, неизбежно рождаемая умом (на определённой стадии развития) из страха смерти, — что видимая реальность лишь декорация, до поры до времени прикрывающая подлинную сущность вещей, — стала краеугольным камнем человеческой философии и культуры. Надежда и убеждение (надежда, ставшая убеждением, убеждение, дающее надежду): «реальность, данная нам в ощущениях», — это ещё не всё.

Любое великое (да и значительная часть невеликих) произведение мировой литературы можно прочесть именно так — стремление человека вырваться из привычных декораций к чему-то Настоящему, Истинному и Вечному. Декорации, повторяю, вопрос второстепенный.

Все достойные внимания авторы на протяжении веков указывали на декорации и декораторов, скрывающие суть мира; обличали фальшь, лицемерие, «свиные рыла вместо лиц», подложные ценности, пошлость, ложных кумиров.

Тема любого стоящего писателя, сквозной сюжет его произведений — герой, пробирающийся сквозь бурелом подложных истин к Истине настоящей, или же трагедия героя, который такой Истины не нашёл, а прильнул к поддельной, — или же, в конце концов, героя, который Истину и вовсе не собирался искать.

Тут ещё нужно понимать, что для того или иного автора Непреложная Истина. Кто-то — если брать близкий исторический период — упирался в коммунизм, кто-то в религиозные ценности, кто-то — выкрутившись из логической ловушки Понтия Пилата «Что есмь истина?» — назвал её «несомненным смыслом добра» (Лев Толстой).

Пелевин идёт радикальнее — он отвергает абсолютно все ценности мира и указывает на Истину, которая «где-то там». Так где она и что она, истина Пелевина?

Буддийская нирвана — можно сказать и определить так. Но тоже ведь туманно. Вот определение из Википедии:

«Нирвана (санскр. „угасание, прекращение“) — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, „высшего счастья“. По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости. Нирвана — разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой. Нирвана не поддается никаким определениям. По поводу того, как именно надо ее понимать, среди буддийских теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры».

Характерно, что слово «нирвана» у Пелевина не встречается.

Ваш Роман Олегович Иванов

1088


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95