24 процента — такой будет квота на российское кино в отечественном прокате, если предложение Минэкономразвития поддержит Минкультуры. А по результатам 2011 года кассовая доля российских картин в прокате упала ниже 10 процентов и составила 9,7 процента от всего объема. Для сравнения: в 2010 году доля российского кино в театрах была на пять процентов больше. Сегодня 90 процентов сборов кинотеатрам приносят, конечно, голливудские блокбастеры. Однако эксперты считают, что это вряд ли изменит отношение зрителя к нашим фильмам. «Документ подготовлен людьми, которые, видимо, ничего не понимают в том, что такое кино и как его надо прокатывать, — говорит культуролог Кирилл Разлогов. — Чтобы заполнить квоту в 24 процента, кинотеатры будут ставить российские фильмы на раннее утро — с 4 до 8. И это никак не повлияет на их популярность у зрителей». По мнению Разлогова, единственным следствием может стать падение доходов кинотеатров, которые по утрам зарабатывают на тех же блокбастерах: билеты на эти сеансы в три раза дешевле, что привлекает студентов и пенсионеров. Авторы документа ссылаются на европейский опыт, особенно на Францию, где постепенно законодательно увеличивали долю французских картин в прокате. Однако они не учитывают другой стороны французской модели: государство не только обязало показывать национальные фильмы, но и ввело 11-процентный налог с каждого проданного билета. Эти деньги шли на создание новых французских лент, совершенствование технической базы, обучение специалистов. В России гарантированный прокат приведет к наращиванию объемов производства в ущерб качеству. Зато доля проката увеличится на 15 процентов, что хорошо для годовых отчетов, но не решит проблем отечественной киноиндустрии.
Алина Ребель