«Здравствуй, школа!» уже отгремело, прошли первые учебные дни. И если наши надежды на «все будет хорошо» еще не развеялись, замечательно. В конце августа мы записали три сюжета, три пролога к новому учебному году. В главных ролях — основные участники образовательного процесса: родитель, учитель, ученик-подросток. Казалось бы, «процесс» один, место встречи — одно (школа), а вот цели, устремления почему-то разные. Наверное, это неплохо: школа так широка и глубока, что вмещает бесконечное число возможностей для всех. Другое дело — как они сочетаются и сочетаются ли?
Попробуем сравнить настроения. Три, представленные здесь, — между собой. Все вместе — со своими: накануне учебного года и уже сейчас...
Что привлекательнее — цветочки или камушки?
История, рассказанная мамой первоклассницы: «Сегодня приехали с родительского собрания. Оказалось, что школа, в которую мы случайно, только чтоб не на перекрестке дорог оказаться, записали дочь, — гимназия с двумя обязательными языками. Корейский со второго класса, причем уже много лет ведется, с выездами старшеклассников в обе Кореи. Будем вместе учить, я люблю новые непонятные языки. А английский у них с первого, и лишь бы дочь не заявила там, что она уже его и так знает.
А в общем — диво дивное. Поскольку маленьким детям оценок ставить нельзя, в этой школе им „ставят“ цветы и камни. И все бы ничего, я лично не против, но цветы надо самим вырезать из тряпочек и наклеивать на картон, а потом нести эти поделки в школу. Кто-то спрашивал, нельзя ли цветочных стикеров принести, — нет, годятся только вырезанные. Представила себя за вырезыванием цветов из пододеяльника и почти успела пожелать, чтобы дочь училась на одни камни. Камни-то натуральные, прямо с улицы. Честно говоря, по мне, вся эта подмена с оценками не очень хороша. Либо нормально оценивайте, либо не притворяйтесь, что оценок нет.
Безгранично порадовало, что в школе они с 9 до 17, причем после уроков их всячески образовывают, в том числе возят в бассейн дважды в неделю. А то моя дочь полюбила проводить часы досуга на нашем местном „дне“: длинные одноэтажные дома на несколько квартир (шахтерские еще бараки), и вокруг каждого помойка. Она там, между помойками, закадычных друзей себе нашла.
А теперь школьный автобус будет собирать и возвращать нам юных цветочников и каменщиков. Как здорово!»
Кто выгоднее — троечники или отличники?
История, рассказанная учителем: «Накануне учебного года у нас математики результаты ЕГЭ обсуждали, и одна из гимназий, у которой всегда наилучший результат, делала обзор, с каким контингентом учащихся выгоднее работать для обеспечения высокого результата. Оказалось, с хорошистами. Их легче подтянуть до пятерки, они могут дать хороший прирост баллов. А усилия, вложенные в троечников, не окупаются. Мы же по-прежнему нацелены на работу с троечниками и двоечниками. Ведь их большинство!
Я все лето готовилась к встрече с детьми, потому что от учителя зависит, какой результат будет у детей. Подгоняла учебный план под темы ЕГЭ. У нас в школе и внеурочные занятия — это подготовка к ЕГЭ. Даю возможность потренироваться на онлайн-тестах ЕГЭ, предлагаю выполнять задания из демо-варианта — на время, чтобы успеть все. Правда, к концу года дети выдыхаются и уже видеть эти задания не могут в любом варианте. А ведь еще тренировочные тестирования проводим. Они нужны не только для того, чтобы дети свой уровень оценили, но и чтобы научились оформлять все правильно, так как именно из-за оформления многие теряют баллы.
Ведь сколько ни говори, что ручку на ЕГЭ надо брать гелевую, большинство детей берут обычную, да еще и с тонким шариком. Сканер эти тонкие штрихи не видит. Сколько ни говори, что буквы должны быть печатными, как в образце, многие пишут, как привыкли, своим почерком. Нужно отдельное занятие проводить с распознаванием рукописного текста, чтоб до них дошли последствия. Но сканеры есть не во всех компьютерных классах. Конечно, чтобы полностью исключить это, нужен компьютерный вариант тестирования. Его, к сожалению, нет».
Чего в школе не хватает — лифта или диванчиков?
Восьмиклассники обсуждают тему «Школа, в которую хотелось бы ходить»:
— Честно? Я вообще не хотела бы в школу ходить. Но я не хочу жить и работать среди бедных, поэтому учиться надо. И так, чтобы вместо неудобных стульев были для каждого диванчики и там на ручке диванчика столик, и так писала бы или считала. Потом: чтобы лифты были. А то пока с первого этажа на четвертый поднимешься, уже ненавидишь эту школу.
— Да, лифтиков и диванчиков не хватает. А еще бы по четыре урока в день. И ходили бы каждый день гулять.
— В столовой нам, как истинным мученикам, бесплатно должны выдавать все. Или хотя бы со скидкой 50%.
— А я хочу мегареальную школу. Мы бы не ломали мозги, а учились в виртуальной реальности. Засыпаешь часа на два-три, и у тебя все знания перед глазами. Потом контрольная по изученному. Просто взял и написал. Получаешь оценку, и все. Правда, мы бы тогда были люди-роботы. Но зато умные!
— Да, если бы мы в виртуальной реальности учились, времени меньше бы тратили на учебу. Удобно. Тогда учеба была бы удовольствием, а перемены по полчаса можно было бы сделать!
— Это все хорошо, конечно, но... Быть роботами — тупо.
— Но ведь мы не полностью будем роботами. Просто знания обо всем будут всплывать в голове автоматически. А людьми мы останемся!
— Хорошо бы. Главное — быть людьми.
— Вот не ходить бы на уроки, то есть самому решать, на какой ходить, на какой нет. И на дом бы не задавали. Вот бы хорошая школа была.
— Нет, думаю, «домашка» пусть будет, а уроки — нет.
— Лучше уж уроки... Совсем без школы остаться — как-то скучновато будет.
Варвара Чканникова