Если дело, которым ты занимаешься, я о фирме, не окупается, тогда это не бизнес, а хобби.
Так сказал Константин Львович Эрнст — о кино: «Фильм обязан окупаться, иначе это не бизнес, а хобби».
Вроде всё правильно. Но, с другой стороны, я знаю немало фильмов, которые не окупились. Тем не менее эти ленты вошли в золотой фонд. Авторское кино редко приносит доход. Но оно есть. Именно авторское кино сделало кино искусством. Не будь этого, так и смотрели бы мы только развлекательные картинки — ладно скроенные вестерны, слезливые мелодрамы… Кино продолжало бы оставаться всего лишь аттракционом, с чего оно, собственно, и начиналось более ста лет назад.
Талантливый продюсер может профинансировать слабый в художественном отношении фильм, но он принесёт деньги, и таким образом удастся оплатить талантливую ленту, не рассчитанную на коммерческий успех. И это будет не хобби. Поэтому и появились произведения Бергмана, Антониони, Феллини, Тарковского…
Утром приехал в офис. Начал с обзвона потенциальных корпоративных солистов. Стена непробиваемая. Везде одно и то же: думаем, рассматриваем, позвоните через неделю, месяц, три месяца… Ну не понимают начальники полезности обучения своих сотрудников слепому десятипальцевому методу!
Знаю, что и в этом деле нужна система. Составить длинный список всех потенциальных корпоративных учеников и методично их обзванивать, встречаться, уговаривать — и тогда, не исключаю, мы добьёмся, что у нас каждый день будет новый договор с тем или иным ведомством, институтом, колледжем, фирмой… А у меня на это — на методичность — времени не хватает. Разбросан я слишком.
К 16:00 отправился читать лекцию в МГУ. Меня взялся довезти до Моховой, где наш факультет, Максим Андреевич Меньшиков.
За тринадцать минут доехали до Петровки. Везло. А там — встали. Пробка.
Оказывается, мой тёзка Владимир Владимирович Путин ехал в Гостиный Двор на очередное выступление, поэтому весь центр оперативно перекрыли. Бывает.
За десять минут добрались до Большого театра, и я понял, что надо выходить из машины и идти пешком. Иначе опоздаю на лекцию. Хорошо хоть идти недалеко. Двенадцать минут — и я уже на месте.
У входа меня ждал Самвел Гарибян.
Лекции как таковой не было. Я представил студентам Самвела Гарибяна, и он им минут сорок рассказывал о развитии памяти. Слушали хорошо, задавали вопросы. Он в экспрессивной манере, свойственной ему, отвечал.
После занятий на метро поехал на презентацию нашей программы. Ребята меня уже ждали: всё развесили, подготовили. И началось.
Презентация прошла прекрасно. Абсолютное большинство подходивших к нам хвалили нашу программу. Все спрашивали, когда появится детская версия. Многие интересовались девятой версией.
Было приятно слышать от наших учеников, что они прошли курс и многое в их жизни стало лучше:
Перед тем как подписать диск, я внимательно смотрю на нашего нового ученика и пытаюсь угадать, что его больше волнует. Одним желаю обрести надёжность в любви, другим — повышение по службе, третьим советую высыпаться, четвёртым рекомендую проявить заботу о детях, пятым — почаще общаться с родителями. Многие удивляются: как у меня получается угадывать, что беспокоит незнакомого человека? Я в ответ лишь улыбаюсь: не знаю, угадываю — и хорошо.
Вернулись на фирму довольными.
Должен или нет я, руководитель фирмы, принимать участие в таких мероприятиях? Формально — нет. Это не моё дело. Но ведь я знаю, что каждая презентация увеличивает число потенциальных учеников. Да и я, признаюсь, ценю эти встречи с теми, кому мы нужны.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Жаль, что метрополитен пока не даёт мне разрешения использовать мегафон. Ведь мы никому не мешаем, и короткие,
«Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что — то такое, чего не знает больше никто». Аристотель Онассис