Интересным опытом в истории мировой педагогики является Белл-Ланкастерская система, зародившаяся на рубеже XVIII-XIX веков и быстро приобретшая популярность. В рамках этой системы часть учеников, получая знания и инструкции непосредственно от учителя, затем обучает сверстников.
Система названа по именам двух основоположников. Английские священник и педагог, Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер пришли к идее детского взаимообучения. При этом Белл, трудившийся в колониальной Индии, основывался на местном опыте. Обучение учениками друг друга упоминается даже в древнеиндийских эпосах. По разным данным, Ланкастер стал внедрять данный тип обучения в Англии то ли под впечатлением от доклада Белла, то ли самостоятельно придя к похожему принципу.
Применение взаимообучения Беллом вовсе не было экспериментом ради эксперимента.
К новаторству, впрочем, имеющему древние корни, его подтолкнули проблемы материального обеспечения - для обучения многочисленных индийских детей не хватало ни классов, ни, что особенно важно, учителей. Однако результаты применения данной практики оказались столь успешными, что ее стали внедрять и там, где аналогичных проблем не было: сначала в Англии, а затем и почти по всему миру, включая Российскую Империю.
Взрослые учителя, благодаря этой системе, могут меньше отвлекаться на поддержание дисциплины, уделяя повышенное внимание наиболее понимающим и усидчивым детям, которые затем и берут на себя роль юных учителей. Кроме того, отдельно можно позаниматься с особо проблемными, отстающими, учениками, требующими индивидуального подхода, в то время, когда ученики-лидеры объясняют материал «середнячкам».
Тем не менее, учителю нельзя пускать процесс взаимообучения на самотек.
Нужно грамотно организовать его и регулярно контролировать. Проверка знаний все равно должна оставаться прерогативой учителя. Если ученики не справились с миссией по обучению товарищей, взрослый учитель испытывает дополнительные сложности. Ему приходится повторно объяснять тот же материал не усвоившему его ребенку, возможно, корректируя недочеты неудачливого юного учителя.
У детей, на которых возложена ответственность учительства, как правило, повышается дисциплина.
Преподавание материала товарищам способствует его закреплению. Обычно юные учителя начинают с большим пониманием и уважением относиться к взрослому учителю. Кроме того, их мотивирует оказываемое доверие. В то же время, не исключены побочные эффекты. Например, случаи, когда дети-учителя почувствуют излишнюю власть и начнут третировать подопечных.
Для детей, обучаемых другими детьми, результат может оказаться самым разным. Если дети-учителя достойно подготовились, то плюсом может оказаться, что они говорят «на одном языке» с товарищами, их проще понять. Между тем, части детей нужен именно взрослый авторитет, и даже ровесник-вундеркинд не сможет для них полноценно заменить взрослого. К тому же, на мой взгляд, целесообразно, чтобы дети-учителя и дети-ученики периодически менялись ролями во избежание разделения классов на «касты».
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», – изрек Плутарх.
Описанная методика точно зажигает интерес, хотя и не лишена существенных изъянов.
Белл-Ланкастерская система слишком трудна для успешного воплощения. Поэтому мода на нее спала уже к середине XIX столетия. Тем не менее, элементы взаимообучения были заимствованы рядом других педагогических систем, популярных поныне. Считаю взаимообучение имеющим право на жизнь, но лишь в качестве дополнения к классическому образовательному процессу.