Пете как старшему погодке в троице с сестрёнками-двойняшками приходится порой нелегко. Не каждый раз я могу разобраться в возникающих между ними конфликтах. А на мои замечания, что он как мальчик должен, к примеру, уступить девочкам, частенько отвечает пренебрежительными повторами слов: «Ладно, ладно».
На словах вроде соглашается, а на деле…
А на деле уступать никто никому просто так не желает.
Появилась у сынишки дурная привычка — отнимать у младших сестёр игрушки. И всё больше кажется мне, что отнимает он их не потому, что очень понравились, а просто из детской вредности с целью подразнить девчонок и показать таким способом свою мальчишескую удаль. Девочки же чуть что сразу в слёзы.
Вот пример недавнего конфликта. У нас в саду «обитают» пластмассовые улитки-качалки. Несмотря на то, что улиток тоже три, как и малышей, однажды одну улитку всё равно не поделили. Как?
На зелёную улитку претендовали сразу двое: Катя, первая занявшая её, и Петя, подбежавший позже. От досады он начал плакать и отнимать улитку у сестры. Та не уступала. Тогда я подсказала Пете попробовать поменяться и научила сказать сестрёнке, что свободная красная улитка очень хорошо подходит к клубничкам на её платье. Кате понравилась эта идея — дети благополучно обменялись.
Вроде бы конфликт исчерпан. Но через некоторое время дочка, передумав, снова начала плакать и просить зелёную улитку обратно. Петя ни в какую!
Я вмешалась в раздор и переключила внимание малышей на одно из любимых занятий:
— А давайте вместе разгадывать загадки!
Дети с энтузиазмом откликнулись и, увлекшись совместной интересной игрой, уже через пару минут забыли о ссоре, как будто её и не было. Совсем как в известном мультфильме: «А мы уже помирились. Помирились, когда дядю Фёдора из снега вытаскивали. Потому что совместный труд, для моей пользы — он объединяет».
В загадочном деле Петя мастер. Он всем объявил, что будет сам загадывать загадки, а мы с девочками, соответственно, отгадывать. Все согласились.
— На земле, но маленький.
— Червяк?
— Нет.
— Жук?
— Нет.
— А кто тогда?
— Муравей!
Однако и разгадывание загадок тоже закончилось слезами.
После Пети и я подкинула нелёгкую загадку:
— У кого из животных два хвоста?
Маленькая троица почувствовала здесь подвох и замолчала.
Я задала наводящий вопрос:
— У кого из животных есть части тела, похожие на хвост?
— У слона, — тут же сообразила Катюшка.
— Правильно, — удивилась я.
В этот момент заревел во весь голос Петруша.
На моё счастье, существуют ещё и другие удивительные животные, например, муравьед. Успокоившись, Петя отгадал его и вернул таким образом себе пальму первенства.
Одновременно с появлением разногласий Пети с двойняшками я заметила разлад в отношениях братьев. Он проявлялся постепенно.
Сначала я услышала их спор на повышенных тонах примерно следующего содержания:
— Я не маленький. Я большой! — выкрикивал Петя.
— Я — большой! — спокойно утверждал Егор.
В следующий раз Петя подошёл ко мне со словами:
— Мама, мне нужно пить много воды, чтобы быстрее вырасти и перегнать Егора.
На днях Петя пожаловался мне уже в сердцах:
— Мама, Егора надо отдать в детскую школу, чтобы он никого не дразнил!
— Как он тебя дразнит?
— Он назвал меня малышом. Я не хочу быть малышом!
— Петенька, если Егор назвал тебя малышом, это не значит, что ты им являешься. А вот если ты не наденешь сейчас сам носочки, то будешь малышом точно.
— Мама, не называй меня малышом. Если ты будешь меня так называть, тогда я буду называть тебя девочкой!
После этой фразы я окончательно поняла, что вопрос взросления для Пети является принципиальным. Я решила его поддержать и вмешалась в конфликт — попросила старшего сына постараться уважительно отнестись к Петиным чувствам и не называть его больше маленьким.
Но старший сын стоял на своём:
— В «Карлсоне» главного героя зовут Малышом, и ничего страшного в этом нет. Меня в детстве тоже обзывали. Пусть привыкает.
— Тебя же не брат обзывал, — продолжила я защищать Петю, взывая к братской любви.
— Кто я, кто мы? Подарочки судьбы! — напел вдруг Егор.
— Откуда это? — растерялась я.
— Сам придумал только что, — ответил Егор, улыбаясь.
Тут у меня словно глаза открылись — мне стала совершенно понятна конфликтная цепочка: Егор-Петя-двойняшки. Возможно даже, что эта цепочка неполная, и для справедливости в начало надо добавить себя.
Когда родились девочки, Егор уже не спрашивал: «Ты меня любишь?», как это было при рождении Пети. В то же время нельзя недооценивать сложность человеческой натуры. Я люблю своего старшего сына. Это неоспоримый факт. Значит, дело не в недостатке любви, а в недостатке внимания. Всё это время я понимала, что фокус моего внимания переместился с большим перекосом на малышей, но успокаивала себя тем, что из Егоркиных пятнадцати целых одиннадцать лет моё внимание полностью принадлежало ему.
Получается, что это не в счёт.
Важно — только то,
что здесь и сейчас.
Как говорится, осознание проблемы — большой шаг к её решению.
В связи с этим вспомнился оригинальный метод разрешения конфликтов, описанный в детской повести Анне Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик». Он назывался «Три раза бегом вокруг квартала». Когда глава семьи сердился, он убегал из дома: «Чем злее бываю, тем больше бегаю. И несусь изо всех сил. Так и бегаю, пока не устану настолько, что мне даже захочется вернуться домой и отдохнуть». Вскоре спустить пар понадобилось всему рассорившемуся семейству. Первой выбежала Мона, рассердившаяся на младшего брата, который вышил беспорядочные красные разводы на её салфетке. Затем Мадс, папа, Марен, Милла и Мина… Последней побежала мама с Мортеном на плечах.
Такой действенный способ перестать сердиться Пете пришёлся по душе. Он решил взять его на вооружение. Старший брат поддержал инициативу. За лето они с Егором не один раз пробежались вокруг дома.
Дело — за остальными!
Мария Кулыванова