Рустам Арифджанов: Доброе утро! У нас сегодня в студии гость — министр образования и науки России — Андрей Александрович Фурсенко. Доброе утро, Андрей Александрович!
Андрей Фурсенко: Доброе утро!
P.A.: И вместе со мной здесь — главный редактор информационного агентства «Росбалт» Ольга Петровна Крупенье. Здравствуйте, Ольга Петровна!
Ольга Крупенье: Доброе утро!
P.A.: Ольга Петровна вместе со мной будет задавать вопросы министру, и вместе с нами это будут делать наши радиослушатели. Также к нам присоединилась очень большая аудитория сайта www.mediacratia.ru, вот у меня, я сейчас посмотрю, сколько вопросов 39 вопросов, и они все прибывают и прибывают. Что успеем, то успеем. Остальное — читайте на сайте. Андрей Александрович, родители испытали, наверное, может быть облегчение, закончилась учеба в школе, прошли выпускные вечера, молодежь отгуляла. Каждый же год проходят эти выпускные вечера, и каждый год заканчивающие школы выпускники, они
А.Ф.: Такие же молодые.
P.A.: Ну, хорошо.
А.Ф.: Конечно, они умнее становятся, мне кажется, что становятся более оптимистичными.
P.A.: Андрей Александрович, я ведь неспроста это спросил, казалось бы, простой вопрос. Вот они становятся умнее, они становятся оптимистичнее, я вспоминаю свое время и время поколений, которые после меня, мы
А.Ф.: А вы пробовали сдавать новый экзамен?
P.A.: Да нет. Но если предложите, попробую, конечно.
А.Ф.: Да, нет, я просто хочу сказать, как сравнивать вообще надо. Если бы мы еще раз сегодня вот взяли, положили два варианта, сначала сдали один, а потом через, например, через пару дней сдали на ту же самую тему другой, тогда мы могли бы сравнивать. А так, я думаю, что очень много сейчас мифов вокруг сдачи экзаменов по поводу отсутствия творчества, по поводу заданности. Я призывал и снова могу призвать, давайте относиться к этому страшному слову ЕГЭ как просто к способу сдавать письменный экзамен. Вот имеем право мы перейти от экзамена устного к экзамену письменному?
P.A.: Конечно имеете право. Вот я думаю, Ольга Петровна по этому поводу хочет задать вопрос.
О.К.: Да, я даже не столько вопрос хочу задать, как небольшую ремарку сделать. Мы недавно проводили у себя в петербургском «Росбалте» пресс-конференцию по итогам ЕГЭ, и решили выслушать не педагогов, не министра, а решили выслушать именно тех, кто сдавали этот экзамен. Мы собрали
А.Ф.: Я соглашусь с ребятами в том, что хорошо сдается вот Единый Государственный Экзамен там, где он более формализуется, как любой письменный экзамен. Я думаю, каждый из нас может вспомнить случай, когда за хорошее сочинение, ну хорошее с точки зрения того, кто написал, он получал низкую отметку, потому что учитель был не согласен с тем, что он написал, и как он трактовал тот или иной образ, как он подавал ту или иную тему. Это же тоже было. Поэтому насчет, кстати, русского языка я не согласен, русский язык — это в первую очередь грамотность, поэтому он тоже формализуется. И по нему тоже можно сдавать. А что касается литературы, истории — наверное, вы правы. По литературе, может быть в большей степени, по истории — в меньшей степени, потому что там надо знать ход событий, даты. Надо сохранять творческую составляющую. Но я хочу сказать, экзамен — это
P.A.: Андрей Александрович, у меня тоже простой вопрос. Я буду стараться простые вопросы задавать.
А.Ф.: Я буду стараться давать простые ответы.
P.A.: Приведу просто пример. В одном из государств бывшего Советского Союза в Азербайджане ввели, ну там они называются: тестовые экзамены. И отправляют работы после того, как закончится экзамен, отправляют в Турцию, чтобы там турецкий, ну языки похожие, чтобы там турецкие педагоги, турецкая экзаменационная комиссия расставляла оценки. Потому что своим не доверяют. А мы ЕГЭ зачем ввели?
А.Ф.: Вы что считаете, если бы мы отправляли куда-нибудь в Словению, то это было бы лучше?
P.A.: Нет, я спрашиваю, а это что, способ борьбы с коррупций, вот этот единый госэкзамен? Главный лейтмотив его введения?
А.Ф.: Я думаю, что тут много целей. Но одна из них — это создать равные условия для всех, кто учится, кто сдает экзамены, для того, чтобы было меньше вкусовщины. Я не стал бы все-таки ориентироваться на борьбу с коррупцией. Я считаю, что с коррупцией должны бороться правоохранительные органы в первую очередь, хотя конечно система должна быть организована таким образом, чтобы она была, ну минимально коррупция, коррупционная, вот так вот скажем. Но еще раз повторяю: Давайте посмотрим на ЕГЭ не как на нечто страшное, а как на подход к проверке знаний, которые бы позволял отстроиться от таких личностных преференций, от желания сориентироваться на возможности решать вопрос, хорошо или плохо человек знает, в зависимости от того, насколько хорошо или плохо у него отношение с тем, кто проверяет экзамен. В этом есть, кстати, свой минус. Абсолютно ясно, потому что всегда интересно узнать, как мыслит, что думает человек. Но еще раз повторяю, экзамен — это не все в нашей жизни. И вот одно из предложений было: Вот давайте добавим к ЕГЭ, например, устный экзамен по литературе. Ну давайте при этом поймем, что этот экзамен, он не является определяющим для того, чтобы человек, например, поступал в ВУЗ. Человек может выразить себя и должен выражать себя. Ей богу, это не школьный экзамен или не экзамен по приему, это не единственная возможность себя выразить.
P.A.: У вас техническое образование, да, Андрей Александрович?
А.Ф.: Техническое.
P.A.: Вот у меня есть много таких приятелей, тоже математиков, причем хороших математиков, они тоже любые гуманитарные проблемы они все время стараются так математизировать.
А.Ф.: Ну вы знаете, я не могу сказать, что я совсем далек от гуманитарной жизни, и вообще всегда довольно много гуманитарным предметам уделял внимания, и как вы знаете, вырос в семье гуманитариев, поэтому я не думаю, что я не сторонник переводить в цифры гуманитарные знания.
P.A.: Почему спросил про гуманитарные предметы, вот сейчас под занавес школьного сезона Владимир Владимирович Путин встречался с учителями истории, обществоведения из регионов России и говорили, и читали, рассматривали учебник-пособие для учителей по истории.
А.Ф.: И по обществоведению.
P.A.: Да. И это, наверное, знаковое событие, просто безусловно не рядовое событие, потому что в
А.Ф.: Учебники.
P.A.: Учебники для школьников. Что это такое, это попытка выстроить некий единый ответ на вопросы, которые их одолевают?
А.Ф.: Ну у нас единых ответов, особенно в гуманитарной сфере нет и быть не может. И об этом очень четко сказал президент. Он сказал: Речь не идет о том, что мы должны всех выстроить в одну шеренгу. Причем повторил эту идею несколько раз, когда корреспонденты были, когда они ушли, он еще раз повторил: Не идет речь о единой и непоколебимой, значит, линии, которая должна преподаваться, отслеживаться. Но при этом есть некие общие подходы, принципы. Есть гражданская позиция. И мы должны понимать, что гуманитарные знания сегодня, они в огромной степени определяют будущее страны, может быть не в меньшей степени, чем технократически, я
P.A.: Спасибо. Ольга Петровна.
О.К.: Да, я правильно поняла, учебники истории в частности, и
А.Ф.: Ну как любой учебник по другому предмету.
О.К.: Ну, возможно, все-таки математика, физика, они должны быть более догматизированы.
А.Ф.: Поверьте мне, это тоже творческие предметы.
О.К.: Сейчас я даже другой хотела задать вопрос. А как в этом смысле, в этом контексте учитываются интересы наших соотечественников, живущих в СНГ и за рубежом, даем ли мы и можем ли мы им дать возможность изучать нашу историю в соответствии с нашей гражданской позицией. Ведь не секрет, что сегодня та же там Грузия, Украина, они совершенно иначе трактуют историю и наши с вами граждане Российской Федерации, которые живут там, они, в
А.Ф.:
О.К.: Мы имеем возможность сегодня с министерствами образования стран СНГ выпускать учебники для наших соотечественников? К нам обращаются с такими просьбами подготовить учебники?
А.Ф.:
P.A.: На Украине.
А.Ф.: В Советском Союзе. Давайте говорить, не в Украине. В Советском Союзе, потому что этот голод коснулся всех, ну хлебодобывающих что ли, или всех областей.
P.A.: Андрей Александрович, видите, вы меня поправили. Но вы поправили не меня, вы поправили украинских историков и авторов украинских учебников,
А.Ф.: Я еще раз говорю, я не хочу никого поправлять, я призываю вместе работать. И очень важно, что этот призыв услышан. Мы работаем, мы уже начали работать вместе. И это зависит от нас в огромной степени, когда мы протягиваем руку, это зависит конечно и от наших коллег. Но если мы подходим к этой работе на с позиции императива, не с позиции единственно возможной трактовки, ну как мы ее видим, то я думаю, что и наши коллеги, и наши партнеры, они тоже пойдут навстречу. Мы же все люди.
P.A.: Ирина Майнгардт из Омска спрашивает, вот у нее вопрос по поводу экспертизы учебников. Как она проводится, кто входит в состав экспертной комиссии, планируется
А.Ф.: Мы два года тому назад принципиально поменяли систему экспертизы. К экспертизе мы привлекли в первую очередь две академии наук, российскую академию образования, российскую академию наук. Это означает, что каждый учебник проходит через комиссию, созданную этими двумя академиями. Они подбирают экспертов. Но ответственность за экспертизу несет ну два официальных органа. Могу сказать, что руководитель комиссии по экспертизе учебников, академик Владимир Васильевич Козлов мне сказал, что если бы он представлял себе, во что это выльется, то он всеми силами, так сказать, сам бы отказался, и другим бы не советовал. Потому что это тяжелейшая работа. Тяжелейшая во всех отношениях. Начиная с очень серьезного лоббирования, потому что мы же не должны это скрывать, публикация учебников — это бизнес, очень крупный бизнес. И заканчивая тем, что конечно каждый автор считает, что у него все в порядке, у него хорошее, это есть и личные амбиции, но при этом вот как раз то, что вы говорили, когда речь идет об учебниках по более формальным дисциплинам, например, по математике, то нашел там полсотни ошибок, да? И говоришь: Ну все, ну это.
P.A.: Это уже не учебник.
А.Ф.: Это уже не учебник. Хотя были случаи, когда в учебниках находили по сотне ошибок, в учебниках математики. Отказывали. Люди
P.A.: Еще по школе вопрос, Андрей Александрович, ну такой, резкий, вам часто задают. Будет ли введено все-таки введено в школах обязательное религиозное образование, или этот предмет так и останется факультативным?
А.Ф.: Что такое религиозное образование? Религиозное образование не было, нет и не будет. По конституции не может быть в школах. Оно может быть в воскресных школах, оно может быть в школах духовных, в семинариях, оно не может быть в светских школах. Но есть другая тема, это курсы, связанные с историей, с культурой тех или иных религий. Эти курсы есть. И в той или иной мере они будут присутствовать. Сложность в том, каким образом эти курсы должны подаваться, и как они должны называться. Потому что позиция министерства была о том, что мы должны вводить и может быть как обязательные курсы — это история мировых религий. При этом роль той или иной религии, православия, например, или ислама, она конечно будет существенно больше, ну объема, чем.
P.A.: Вахаизм.
А.Ф.: Например. Да даже и там католицизм, например, который все-таки не так представлен был в России и не такую роль сыграл на образование, становление государства. Но когда мы в курсе называем, например, история и культура православия или история ислама, то этот предмет, кстати, наших споров, дискуссий с представителями различных конфессий, то в этом случае мы можем столкнуться с достаточно такими сложными взаимоотношениями в школе, в том числе между учениками. Одни из которых хотят изучать один курс, другие другой курс. Хотя если мы говорим о курсе истории мировых религий, то абсолютно ясно, что он должен быть разделен, изучается достаточно большой курс, например, истории культуры православия. Культура православия, история православия, потом может быть о культуре и истории ислама. То есть речь идет о том, не о том, что любой культурный человек сегодня должен знать это. Вот это ни у кого не вызывает сомнений. Мы обязаны давать людям и историю, и культуру религии.
P.A.: А что же говорят ваши оппоненты. В этом действительно нет никакого сомнения.
А.Ф.: Вы знаете, я бы не называл их оппонентами. У нас идет достаточно широкая дискуссия. Есть позиция, что все-таки культура России, как государства, как становления государства, по крайней мере, последние столетия, она базировалась на православии. И поэтому есть точка зрения, что надо подавать это именно как культуру, как историю православия, но с определенными добавлениями, в которых было бы указано, каким образом влияло на развитие России другие религии, другие конфессии. Моя точка зрения, что подача в названии уже одной из религий, оно может создавать определенную конфронтацию среди учеников, среди учителей. Это тема, которая активно обсуждается. Я абсолютно уверен, что мы найдем правильное решение. Но решение тут, как в любой сфере, как в любом вопросе, связанным с гуманитарной, с духовной сферой, оно непростое.
О.К.: Да, в первый час нашей передачи, нашей встречи я говорила о том, что мы в информационном агентстве Росбалт проводили у себя пресс-конференцию, на которую пригласили старшеклассников, и попросили их высказаться о плюсах и минусах сегодняшнего образования, что они покритиковали бы, заканчивая школу, а что бы взяли в багаж будущего. И один из вопросов, который они хотели бы задать министру и который наиболее горячо и жарко у нас обсуждался, и кстати, дети сами не пришли к единому мнение, это нужны ли льготы золотым медалистам.
Р.А.: Ольга Петровна, если можно, я добавлю к вашему вопросу, похож на ваш, Оксана из Москвы позвонила и сказала, что вот раньше говорили о том, что детям, хорошо сдавшим ЕГЭ, правительство будет частично оплачивать высшее образование, сейчас об этом не говорят. Так будет это или нет? Вот такой комплексный вопрос у нас получился? Льготы за медали и тем, кто сдал ЕГЭ будут ли оплачивать образование?
А.Ф.: По поводу медалей, пока не будет в полной мере работать закон о едином государственном экзамене, а он вводится в полной мере с
Р.А.: А через два года? Пошел, отслужил в армии год. Взялся за ум. Подготовился.
А.Ф.: Сдал экзамен. ЕГЭ можешь сдавать каждый год и поступил. Но ты должен показать, что ты не просто хочешь учиться, что ты можешь учиться. А для того, чтобы показать, что ты можешь учиться, ты должен сдать
О.К.: Простите, а как же в таком случае при введении ЕГЭ будут учитываться, например, интересы коренных малых народов? Вот я несколько лет прожила на Севере, у меня был такой интересный период жизни. И я была свидетелем, как приезжали педагоги ведущих ВУЗов Петербурга, Москвы, и по упрощенной системе по сниженным
А.Ф.: А что с ними было потом? Они поступали в ВУЗы. А после того, как в эти ВУЗы поступали они, они через полгода, через год их отчисляли, потому что они не могли учиться. Нам надо сделать так, чтобы и в самых отдаленных селах, местах обеспечивался высокий уровень преподавания. Вот мы сейчас в рамках национального проекта добиваемся того, чтобы каждая школа была подключена к Интернету. Мы сейчас достаточно крупные программы ведем по переподготовке учителей. Идет перестройка школ, так сказать, идет возможность, когда в средней полосе России, по крайней мере, создаются так называемые базовые школы. Наша задача все-таки, это сделать так, чтобы в каждой школе ребята, независимо от того, какие народы они представляют, и как далеко они находятся от столиц, чтобы они получали хорошее образование. Это на самом деле профанация. Если мы принимаем ребят по
Р.А.: Андрей Александрович, вот вопрос от Анастасии Вещиковой, я все-таки сибирякам отдаю предпочтение.
А.Ф.: Я тоже.
Р.А.: Да? А я думал, питерцам. Ну ладно. Андрей Александрович, вот спрашивает Анастасия Вещикова: Поясните, какова судьба в ближайшем будущем техникумов, выпускники которых становятся по сути теми же бакалаврами, только с меньшей фундаментальной подготовкой? И обязательное
А.Ф.: Знаете, система и начального, и среднего профессионального образования должна жить, и она востребована. Но я считаю, что эта система не должна восприниматься, как система предвузовской подготовки. Я думаю, что ее правильно трактовать, как вне вузовской подготовки. У нас огромный дефицит высококвалифицированных технических специалистов. У нас сегодня, когда начался реальный подъем экономики, оказалось, что мы главное ограничение, которое у нас есть, это ограничение, связанное с отсутствием кадров. Вот у нас нет квалифицированных специалистов, которые работают в высокотехнологичных производствах. И я думаю, что развитие ПОЭСПО (?) в стране, оно должно идти не по пути подготовки ребят к ВУЗам, оно должно идти по пути ну обучения их востребованным, хорошо оплачиваемым профессиям, которые при этом действительно дают возможность быть успешными в жизни. Вот путь к успеху в жизни, это не обязательно университетский диплом. У нас сегодня огромное количество дипломов о высшем образовании не востребовано, у нас есть случаи, когда люди, получив диплом, идут получать рабочие профессии, потому что они не востребованы, потому что они не оплачиваемы. Но при этом человек потерял там
Р.А.: Есть еще и некое неверие. Вот Зелимхан Ехиханов из Чеченской республики спрашивает вас, ссылаясь на мнение опытных педагогов, говорит, что они не разделяют оптимизма сторонников двухуровневого образования, полагая, что это во многом уступает советской системе. Просит высказать ваше мнение на этот счет.
А.Ф.: Вы знаете, вообще все люди. Они по природе своей консерваторы. Я тоже. И есть такая замечательная пословица: От добра добра не ищут. И мы все в общем, если есть возможность
Р.А.: И тем не менее.
А.Ф.: И, тем не менее, жизнь настолько быстро меняется, внешние условия, что мы должны отслеживать эти изменения. Мы живем в
Р.А.: Андрей Александрович, вот я услышал в вопросе нашего молодого коллеги из Чечни апелляцию к советскому опыту. Эту же апелляцию мы достаточно часто слышим, вы сами употребили слово оппоненты.
А.Ф.: Оппоненты — неплохое слово.
Р.А.: Понятно. По поводу реформы российской академии наук, вот тоже апелляция к советскому опыту. Все же хорошо было. Советская наука достигала таких высот, чего же менять то, что итак сложилось и так далее. Все равно вы стоите твердо на пути реформ. В чем суть ваших разногласий?
А.Ф.: И опять же, по поводу разногласий. Вот мы все сосредотачиваемся на разногласиях и гораздо меньше внимания уделяется тому, как много у нас общих позиций с руководством академии наук и как сильно мы продвинулись, благодаря этим общим позициям. Это касается и внутренней реорганизации в академии наук, и вопросов, связанных с системой оплаты труда, мы сейчас договорились о том, что мы несколько
Р.А.: Андрей Александрович, и мы тоже будем двигаться вперед. Видите, как мы постепенно, поговорили о школе, перешли к вузовской системе образования, к науке. А теперь шагнем еще выше, разговор о нанотехнологиях стал, и это меня пугает, модным местом. Модной темой.
А.Ф.: Я могу назвать несколько других модных мест, которые прошли у нас за последние годы.
Р.А.: И тем не менее Сергей Борисович Иванов сказал буквально на днях, сказал о том, что 200 млрд. рублей будут на это затрачены, причем 123 млрд. чуть ли не в ближайший год. Это колоссальные деньги. Мы правильно выбрали вектор пути? Понятно, что мы нанотехнологиях отстаем от некоторых стран, от некоторых, я
А.Ф.: Восемь раз, я не знаю, почему в восемь. Мы уже опережаем в 3,5. Вот я хочу сказать, что,
Р.А.: Да 10.
А.Ф.: 10 лет назад человек с мобильным телефоном — это была система сертификации общества. Если у него мобильный телефон — значит он…
Р.А.: Это был не человек, это был не парень с ленинградских улиц.
А.Ф.: Да, а сегодня мы боремся с тем, чтобы школьники могли иметь мобильный телефон только не в начальной школе, а только начиная со средней, чтобы хоть в начальной они с этими мобильными телефонами не ходили. Поэтому я хочу сказать, что вот все технологии, они проходят такие этапы. Что такое нанотехнологии, это же не отдельный
Р.А.: Главное, не мысли.
А.Ф.: Мысли менять тоже меняют, но несколько более сложно, и не с помощью информационных, хотя информационные технологии, вы знаете, они влияют, мысль действительно
Р.А.: Андрей Александрович, у нас осталось две минуты времени. Я, наверное, Ольге Петровне поручу последний вопрос задать. Просто она в гостях.
О.К.: Спасибо большое, он будет в
А.Ф.: Ну
Р.А.: Спасибо большое!
О.К.: Большое спасибо!
Р.А.: В гостях у нас был Андрей Александрович Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации. Вместе со мной вопросы задавала Ольга Петровна Крупенье. Естественно, весь пласт вопросов, которые задаются министру образования и науки за час просто не успеешь задать. Можно попросить вас приходить к нам почаще?
А.Ф.: Мы готовы.
Р.А.: Ну скажем, к началу будущего учебного года.
А.Ф.: Я готов и если вы готовы, то значит мы оба, мы вместе будем делать полезное дело, потому что я думаю, что одна из главных проблем вот во всех этих вопросах — это недостаточный информационный обмен.
О.К.: А я от «Росбалта» тоже приглашаю вас к нам на пресс-конференцию,
Р.А.: Спасибо большое!
А.Ф.: Спасибо.