Читать Часть 1
Напомню: первые граффити появились ещё в доисторическую эпоху, а как вид современного искусства получили распространение в ХХ-м веке в США. С первых дней власти начали бороться с рисунками…
Граффити vs. закон
Начали власти с усиления охраны метрополитена и депо в ночные часы. Вскоре к этим мерам добавились ограничения по продаже аэрозольной краски.
В места наибольшего скопления райтеров стали наведываться «граждане в штатском». Старые и новые графические изображения начали методично уничтожать – так, из городского бюджета Нью-Йорка на эту цель специально были выделены деньги. А наиболее непокорных райтеров-рецидивистов отныне ждала уголовная ответственность – «за вандализм».
Активная и непримиримая позиция власть предержащих вкупе с разразившейся во многих городах США наркоэпидемией (когда не то, что рисовать – на улицу высунуть нос страшно было!) привели граффити-движение в США на грань полного краха.
Изменились и отношения между райтерами. По мере постоянного сужения творческого пространства они стали воспринимать друг друга с откровенной враждебностью.
Начались первые стычки. Пролилась первая кровь. Заниматься граффити стало смертельно опасно. «В деле» остались только самые стойкие и несгибаемые.
Так как уже в те времена многими людьми феномен граффити воспринимался неразрывно c феноменом хип-хопа, представляется уместным сравнение с «войной побережий», которая, правда, охватила американский рэп в 90-е годы. Как видим, райтеры пережили нечто похожее в восьмидесятых.
Выход в мейнстрим из-за последней черты
От гибели граффити спасло… профессиональное художественное сообщество.
Ещё в начале 1970-х годов акционист Хуго Мартинес, обративший внимание на незаурядный потенциал явления, организовал первую граффити-выставку, а также первое тематическое коммьюнити United Graffiti Artists.
Хуго Мартинес на первой граффити-выставке, 1972 г.
В конце десятилетия граффити заинтересовали отца-основателя художественного направления «поп-арт» Энди Уорхола – известен факт его дружбы и сотрудничества с легендарным Жаном-Мишелем Баския.
Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол на совместной выставке работ, 1985 г.
С этого момента граффити окончательно покоряет Европу и Австралию, новыми центрами движения становятся Париж и Сидней.
Также начинается активная коммерциализация граффити – американский художник Кит Харинг открывает арт-студию «Pop-Shop», в пространстве которой желающие могли не только любоваться красочными граффити, но и приобретать их.
Из маргинального и пугающего граффити-движение постепенно трансформировалось в популярное, пока не оказалось частью мейнстрима. У самых известных заклинателей аэрозольной краски стали заказывать легальную рекламу даже такие гиганты рынка, как Coca-Cola.
Пример граффити в рекламе
Выставки, документальные фильмы, участие в клипах и рекламных роликах… Наконец, широко развернувшееся в европейской журналистике и культурологии восьмидесятых обсуждение феномена на высшем уровне. Всё это окончательно помогло граффити в окружающую действительность и стать её частью.
Однако далеко не все райтеры согласились принять «легальный» статус дела своей жизни. Представить улицы без граффити и граффити без улиц невозможно даже после всех испытаний законом, коммерцией и мейнстримом, через которые прошли и проходят райтеры вот уже нескольких поколений.
Как бы ни пыталось чрево массовой культуры поглотить и подчинить себе не перестающую быть актуальной субкультуру, всегда найдутся те, кто предпочтёт оставаться в андерграунде.
Как бы ни были суровы запреты, всегда найдутся те, кто на свой страх и риск будут их обходить.
В наши дни ярчайшим примером этому может служить жизнь и творчество райтера Бэнкси, который, называя себя «арт-террористом», ловко уходит от преследования стражей порядка и гнева скептически настроенных горожан, и, оставаясь незамеченным, создаёт граффити, несущие не только смысловой, но и незаурядный художественный посыл.
Бэнкси. "Rage, the Flower Thrower". Иерусалим, 2003
Граффити в России-матушке
В нашу страну, как и в подавляющее большинство государств социалистического содружества, сквозь «железный занавес» субкультура (хотя, наверное, её уже можно называть культурой) граффити проникла в середине 1980-х.
Характер и степень развития граффити-движения опять-таки были не одинаковыми. Так, например, в ГДР большую популярность получили работы с ярко выраженной политической окраской (думаю, легендарное изображение целующихся Брежнева и Хоннеккера знакомо всем).
Дмитрий Врубель. "Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!" Берлин, 1990
В СССР же вся «движуха» пошла из Латвии и долгое время была неразрывно связана с брэйк-дансом и андеграундной музыкальной культурой.
На протяжении «лихих 90-х» новый для наших широт вид творческого самовыражения неизменно укреплял свои позиции, а после того, как в 1999 году совсем ещё юный Децл (который тоже любил и порайтить, и показать процесс с результатом в своих клипах) стал повсеместным кумиром молодёжи, столь же повсеместным стало увлечение и граффити.
Рэперы самовыражаются на одной из постсоветских стен. 1998
А в 2001 году, в Чебоксарах, проходит первый фестиваль райтерского искусства «Кофемолка»…
«Прекрасно, но вот эти исполинские рисунки на гаражах, на заброшенных стройках – для кого они?..» – вконец запутавшись, спросите вы.
Этим вопросом долгое время мучился и я. До тех пор, пока в своём Владимире сам не познакомился с группой райтеров.
Граффити во дворе Владимира, где жил олимпийский
чемпион, гимнаст Николай Андрианов
И всё же: кому это нужно?
Да, мы привыкли к тому, что искусство должно быть адресовано кому-то едва ли не персонально. Мысль о том, что граффити в первую очередь создаются райтерами для себя самих, приходит в голову немногим.
Но с какой целью эти молодые люди (зачастую, безымянные для обывателей) тратят своё время, силы, постоянно рискуют нарваться на крупные неприятности?
Возможно, с целью оживить серое, индустриальное, полумёртвое пространство современных городов. Превратить хотя бы часть кажущихся бесконечными массивов из однотипных бетонных человейников в яркие, переливающиеся джунгли. Сделать попытку вдохнуть в эти рукотворные джунгли жизнь.
Конечно, многое из подобных художеств можно смело отнести к «каракулям», а процесс их нанесения на общественную собственность –
актом вандализма.
Но есть среди этих граффити безоговорочные произведения искусства. Которые, к большому сожалению, нередко уничтожаются людьми, облеченными властью, но начисто лишёнными чувства вкуса и привыкшими собирать всё под одну «гребёнку». Но когда речь заходит о сферах, граничащих с творческой деятельностью, подобные «гребёнки» использовать недопустимо.
К примеру, нельзя сказать о том, что вся музыка, написанная в истории человечества, хорошая или плохая. Есть нестареющие жемчужины музыкального искусства в различных жанрах, а есть «песни-однодневки».
Уверен: когда подобная логика в общественном и чиновничьем сознании распространится на граффити, «ширнармассы» смогут по достоинству оценить масштаб многих замечательных произведений, созданных в этом самобытном жанре изобразительного искусства, а отношения власти и райтеров (в особенности, андеграундных) станут не столь напряжёнными.
Эх, мечты, мечты…
Павел Новиков