Москва переживает бум мюзиклов: герои начинают петь о своих чувствах даже там, где прежде только разговаривали. Тем не менее начинающийся сезон принесет не только певчие премьеры, но и неожиданного Шекспира, Булгакова и Гоголя. Можете ли вы представить Александра Калягина в роли болтливого юнца Хлестакова, а Олега Меньшикова — в роли кровавого убийцы Макбета? А они обещают сыграть такие роли.
Заводной апельсин
Если на свете существует 15-летний подонок, получающий удовольствие от изнасилований и убийств, — что с ним делать? Что с ним делать государству? Предполагается, что лечить, — и в антиутопии Энтони Берджесса, сочиненной в 1962 году, вождя подростковой банды Алекса «кодируют» от насилия. И это вроде даже срабатывает — но что делать его жертвам, обнаружившим уже «безопасного» Алекса на улице? Простить или отыграться за свои несчастья, пользуясь тем, что он уже не может защищаться? Культовый роман, по которому в начале 1970-х снял фильм Стэнли Кубрик (получивший главную роль Мальколм Макдауэлл был почти вдвое старше своего героя, и история получила совсем иную окраску), теперь становится спектаклем — и ставит его Филипп Григорьян. Текст переработан драматургами Юрием Клавдиевым и Ильей Кухаренко, а кроме того, пропущен несколько раз туда-обратно через Google Translate — чтобы добиться той дикости и угловатости языка, на котором «в будущем» разговаривали герои Берджесса.
Театр Наций
Премьера 17 сентября
Гордость и предубеждение
У Московского Художественного театра уже был опыт постановки мюзикла, и чрезвычайно удачный — в 2008 году здесь появился «Конек-Горбунок» в постановке Евгения Писарева, до сих пор идущий с отличным драйвом. Теперь в мюзикл превращается роман Джейн Остин — и выпускает его та команда, сотворившая в театре Пушкина «Рождество О'Генри» (несмотря на то, что в спектакле участвовали не певцы, а драматические артисты, весной этот мюзикл стал триумфатором на «Золотой маске»). Тот же композитор — Питер Экстром, тот же режиссер — Алексей Франдетти, и тот же художник — Тимофей Рябушинский. Действие будет в основном происходить в английских садах и парках, а мистером Дарси станет Станислав Беляев.
МХТ
Премьера 24 сентября
Золушка
Ровно через неделю зрителя начинают заманивать конкуренты — компания Stage entertainment, специализирующаяся на переносе в Россию лучших зарубежных мюзиклов, выпускает спектакль по всем знакомой сказке. Это версия Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна впервые появилась на телеэкране в 1957 году — в вечер премьеры более 107 миллионов американцев (из имевшихся 170) прилипли к своим ящикам, чтобы увидеть в главной роли Джулию Эндрюс. С тех пор фильм так же любим в Штатах, как у нас «Золушка» с Яниной Жеймо, — но песен в нем значительно больше. Уже в нашем веке он перекочевал на Бродвей — а теперь русскую версию истории создают в Москве. Переводит текст Алексей Иващенко.
Театр «Россия»
Премьера 1 октября
Фестиваль «Территория»
Никаких побегов от действительности и никаких песенок — включаемся в жесткий современный театр. В программе феста — премьеры «Гоголь-центра» («Век-волкодав»; об Осипе Мандельштаме ставит спектакль Антон Адасинский) и Театра Наций («Ивонна, принцесса Бургундская» Витольда Гомбровича в постановке Гжегожа Яжины — саркастическая и горькая история как бы Золушки, оказавшейся при королевском дворе), а также визиты немецких и французских театральных компаний. Одно из главных событий фестиваля — гастроль новосибирского театра «Красный факел» со спектаклем «Процесс», сотворенным Тимофеем Кулябиным. Режиссер, два года назад попавший под суд из-за постановки «Тангейзера» в новосибирском оперном, в этом суде был оправдан — но сама абсурдность обвинения постановщика за действия его персонажа не могла не поразить воображения режиссера. И появился «Процесс» Кафки.
На сценах: Театр Наций, Электротеатр «Станиславский», «Геликон-опера», «Гоголь-центр», Центр им. Мейерхольда
Фестиваль 10-22 октября
Принцесса цирка
«Всегда быть в маске — судьба-а моя-я...» — этого трагического вопля мистера Икса зрители не дождутся: у оперетты Имре Кальмана новое либретто, сочиненное Алексеем Иващенко. Зато неожиданно получат полный комплект цирковых номеров — кроме певцов, в постановке участвуют 12 цирковых артистов. Выпускает премьеру именно цирковой человек — один из основателей канадской труппы 7 fingers Себастьян Солдевилья.
Театр мюзикла
Премьера 12 октября
Демократия
«Герр Гийом, вы шпион?» — мог бы спросить в 1974 году своего личного референта канцлер ФРГ Вилли Брандт — и тот мог бы ответить «Видите ли, Вилли…» Гюнтер Гийом действительно был шпионом и работал на восточногерманскую разведку — когда все вскрылось, Брандт лишился своего поста. Эта история — история путешествия лидера Социал-демократической партии Германии к вершинам власти и обратно — в пьесе Майкла Фрейна рассказана именно Гюнтером Гийомом, который за время работы прикипел душой к предаваемому им боссу. Худрук Молодежного театра Алексей Бородин совсем недавно поставил еще одну историю из послевоенной немецкой жизни — «Нюрнберг»; видимо, в истории становления ФРГ он видит какие-то важные для нас уроки.
РАМТ
Премьера 14 октября
Kremlin gala
Фестиваль «Сезон Станиславского»
Традиционно привозит в Москву только те театры, чья легенда не менее значима в истории, чем легенда театра Художественного. Этой осенью нас ожидает «Мастер голода», который поставил в своем вильнюсском Meno fortas Эймунтас Някрошюс (по рассказу Франца Кафки), моноспектакль — театральная притча «Суфлер», — сделанный Гестой Экманом в стокгольмском «Драматене», и love story «Год рака», что Люк Персеваль сотворил по роману Хюго Клауса для амстердамского Toneelgroep.
«Мастер голода» 27-28 октября на сцене РАМТ
«Суфлер» 3 и 4 ноября на сцене МТЮЗ
«Год рака» 16 и 17 ноября на сцене Театра им. Маяковского
Бал вампиров
Замок в Альпах, населенный вампирами, молодой ученый и красавица, которую надо спасти. Клыки, дьявольские ухмылки кровососов и бодрая музыка Джима Стейнмана. А еще — кинорежиссер Роман Полански, в 1967 году поставивший фильм «Бесстрашные убийцы вампиров», по которому и был сделан впоследствии этот мюзикл. То есть — обязательная ирония, обязательная жуть и обязательное большое чувство, прикрытое обязательным цинизмом.
МДМ
Премьера 29 октября
Король Лир
Малый театр, за время гигантского ремонта своего здания объездивший всю страну, возвращается на Театральную площадь. Первой премьерой станет «Король Лир» в постановке Антона Яковлева. Шекспир для Малого театра всегда был «чужим» автором — для обстоятельного «дома Островского» шекспировские пьесы всегда были слишком летучими. Так что этот «Лир» — вызов и декларация: мы можем больше, чем вы о нас думаете. И в качестве вызова выбран перевод Осии Сороки — гораздо более близкий по грубоватой интонации к оригиналу, чем переводы Пастернака или Щепкиной-Куперник. В заглавной роли обещан Борис Невзоров.
Малый театр
Премьера — ноябрь 2016 года
Пиковая дама
Оперу Чайковского в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко ставят режиссер Александр Титель и дирижер Александр Лазарев — то есть те люди, что не так давно сотворили там потрясающую «Хованщину». Тут ведь что важно? Взять заигранную партитуру и вытащить из нее живую жизнь, честное страдание, убийственный азарт и злую насмешку судьбы, предъявить зрителям — чтобы они потом шли домой, качая головами, и удивляясь тому, что ранее считали автора слишком понятным или слишком знакомым.
МАМТ
Премьера 6 ноября
Билли Бадд
В опере Бенджамина Бриттена действие происходит в конце XVIII века на английском военном корабле — и, соответственно, в опере нет ни одной женской роли. Мужчины на корабле выясняют отношения весьма жесткими способами — тем более когда кому-то из них самому непонятно, что он чувствует. Старшина начинает изводить подчиненного матроса и провоцировать его на бунт; ни сам старшина, ни матрос не понимают, в чем причина. Кончится все, понятное дело, плохо; но не за хеппи-эндом же мы ходим в оперу? В этот раз — пойдем за редко исполняемой в России музыкой Бриттена, последнего великого английского композитора ХХ века, за сложной и одновременно рафинированно-ясной его музыкой. Спектакль выпускает английская команда: дирижер Уильям Лейси, режиссер Дэвид Олден и сценограф Пол Стейнберг. И даже преподавательница сценического боя импортирована с британских островов.
Большой театр
Премьера 25 ноября
День опричника
Мысль, что уже в 2027 году в России будут Великая Русская стена, государь и думные дьяки, показалась Марку Захарову нереальной, и он сдвинул время действия романа Владимира Сорокина на 100 лет вперед. Еще он добавил в текст некоторые эпизоды из «Теллурии» (на чем настаивал сам писатель), и — работал над спектаклем почти 9 лет, ювелирно собирая каждую сцену. Предполагается, что «День опричника» будет спектаклем очень веселым. Ну а если какому слишком впечатлительному зрителю захочется заплакать, тому тоже не будут мешать.
«Ленком»
Премьера 30 ноября
Макбет
Еще один неожиданный Шекспир — в главной роли шотландского военачальника, прошедшего по трупам к королевскому трону, выйдет Олег Меньшиков. Артист, которому уже не одно десятилетие не хватает по-настоящему больших ролей и к которому роль милейшего Костика из «Покровских ворот» приклеилась как проклятие. Он никогда не играл Шекспира — крошечный выход на сцену Малого театра в студенческие времена, когда ему досталась роль гонца, не считается. «Макбет» — трагедия, в которой проявляется масштаб актера; безусловный экзамен для нынешнего худрука театра имени Ермоловой. Ставит «шотландскую пьесу» (как суеверно называют это сочинение Шекспира актеры) молодой режиссер Алексей Размахов.
Театр им. Ермоловой
Премьера — декабрь
Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит
И еще один драматический театр выпускает мюзикл — тот же Алексей Франдетти, который делает «Гордость и предубеждение» в МХТ, на Таганке ставит «Суини Тодда». Композитор Стивен Сондхайм называл свое вышедшее в 1979 году на Бродвее сочинение «черной опереттой» — история о парикмахере, решившем отомстить за свою разрушенную жизнь и потерянную жену и начавшем убивать посетителей, действительно мрачновата, но весьма увлекательна. (Большинству зрителей она знакома по не слишком удачному фильму Тима Бертона с Джонни Деппом.) Франдетти собирается сделать «иммерсивный мюзикл» — то есть тот, где публика включается в действие. В конце прошлого сезона, когда эскиз спектакля был показан публике, зрители размещались за столиками и их угощали пирожками. Если учесть, что в пьесе организованные цирюльником трупы шли именно в начинку для пирожков — надо признать, что театр шутит довольно лихо.
Театр на Таганке
Премьера — январь 2017 года
Дракон
Пьеса, написанная Евгением Шварцем в 1943 году, — вечная, и каждое десятилетие выбирает в ней свои цитаты. Иногда слегка редактируя их — в духе «это не народ, это хуже народа, это лучшие люди города». И — «лучший способ избавиться от дракона — завести своего собственного». Ставить «Дракона» в Художественном театре будет Константин Богомолов, и это значит, что к классическому тексту добавится 115 параллельных историй, а финал уж вовсе ничем не напомнит Шварца.
МХТ
Премьера — март 2017 года
Ревизор
А что было с Хлестаковым до того, как он оказался в уездном городе? Может быть, он и вовсе был… Акакием Акакиевичем Башмачкиным и переживал из-за своей шинели? Роберт Стуруа, который ставит гоголевскую пьесу в театре Et Cetera, увидел главного героя уже не молодым человеком, когда-то совсем беззащитным, но затем озлобившимся на жестокий окружающий мир. Главную роль он, соответственно, отдал Александру Калягину. А остальные роли в большинстве своем — актерам гораздо более молодым. (Городничим станет Александр Лазарев из «Ленкома».) Так, кажется, возникнет очень занятная тема в спектакле — тема противостояния поколений, хотя сам Стуруа этого не обещает.
Театр Et Cetera
Премьера — март 2017 года
Мастер и Маргарита
Сергей Женовач, беря в работу булгаковский роман, собирается главной темой спектакля сделать отношения именно Мастера и Маргариты. Ну то есть советская Москва и история Иешуа Га-Ноцри в спектакле тоже будут, но то, что происходит между этими героями, представляется Женовачу самым важным.
Студия театрального искусства
Премьера — апрель 2017 года
Чаадский
«Мой главный герой не просто Чацкий, а еще немножко Чаадаев, что в общем не противоречит замыслу Грибоедова, с которым у меня наш Чаадский ассоциируется», — говорит композитор Александр Маноцков. Он написал оперу по заказу продюсера Павла Каплевича, который давно мечтал о появлении оперы по «Горю от ума» и сам выступил в качестве соавтора либретто. Ставить спектакль в «Геликон-опере» будет Кирилл Серебренников.
«Геликон-опера»
Премьера 1 июня 2017 года
Нуреев
Три взрывных сезона в Кировском театре, «прыжок в свободу» во французском аэропорту, захват балетного мира и его столицы — Парижа, адская работоспособность, невероятное чутье на таланты, опасные развлечения, надменный взгляд на всех на свете и, наконец, могила на Сент-Женевьев-де-Буа, укрытая мозаичным ковром, с которого фанаты то и дело тырят цветные камешки. Именно об этом человеке, ставшем символом свободы в балетном мире, готовится премьера в Большом театре, администрация которого уже лет сто подряд надеется сделать своих артистов более дисциплинированными. Музыку сочиняет Илья Демуцкий, ставить балет будут хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников — то есть работает та команда, которая не так давно сотворила для Большого весьма успешного «Героя нашего времени».
Большой театр
Премьера 11 июля 2017 года
Анна Гордеева