В офисе появился около двух часов дня. Продиктовал Марату Рауфовичу деловые письма: в три министерства, мэрию и двум губернаторам.
Написал в Александру Александровичу Каверзневу, он сейчас в Люксембурге.
Это удивительный человек. Умён, благороден, честен, добр, искренен, образован. Я хорошо знал его отца, политического обозревателя Гостелерадио СССР. Мы часто встречались, когда я работал в главной редакции информации («Маяк» и «Последние известия»). Его тоже звали Александр Александрович.
Когда готовил письма в министерства и ведомства, отлично понимал — получу отписки. Но рассматриваю свои обращения как рекламную акцию.
Вечная надежда на случай! А вдруг моё письмо попадёт к высокопоставленному чиновнику, который меня поймёт?! И захочет этот чиновник сам пройти «СОЛО», а потом, испробовав всё на себе, обяжет своих подчинённых научиться набирать на клавиатуре десятипальцевым методом
Всё дело случая. А он приходит к тем, кто делает всё, чтобы этот случай пришёл.
Вечером с Николаем Сергеевичем Черняевым мы пошли в театр Российской Армии. Смотрели спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке Бориса Морозова.
Спектакль мне понравился: всё чётко, сценично и органично, хороший актёрский ансамбль.
Вспомнил, как почти тридцать лет назад я заехал в театр им. Станиславского, где Борис Морозов, Анатолий Васильев и Александр Товстоногов осуществляли художественное руководство коллективом.
Насколько помню, Борис в тот день был не в духе. Я предложил ему поднять настроение.
— Как? — удивлённо спросил он.
— Дайте мне три часа времени, и у Вас появится приподнятое творческое настроение.
— Что я должен делать? — опасливо уточнил Борис.
— Три часа слушаться меня. А сейчас спуститься со мной, сесть в машину, и мы поедем.
— Поехали! — сказал он, не уточняя маршрут.
Мы сели в машину и отправились в цирк на Цветной бульвар. В цирке меня тогда все знали, и у меня всегда было два своих места. Мы посмотрели представление, побывали за кулисами, поздоровались со слоном, а потом около часа просто катались по Москве, разговаривая о жизни. Затем я отвёз Бориса Морозова домой.
— Слушайте, — воскликнул он, — у меня действительно прекрасное настроение!
— Всё будет ещё лучше. Правда, через несколько лет возможно и другое: конфликт с труппой, серьёзный конфликт. Вы слишком мягкий человек для режиссёра.
— Конфликт неизбежен? — спросил Борис.
— Конфликт неизбежен.
Так мы и подружились. В тот же день мы перешли на «ты».
Борис Морозов работал в нескольких театрах, на телевидении, и в одном из коллективов у него действительно возник конфликт с труппой. Но вот уже более двух десятилетий Борис Афанасьевич уверенно руководит театром Российской армии и у него всё получается.
Дома появился в начале первого ночи.
Подвожу итог дня.
Корпоративных солистов, к сожалению, не появилось.
Всплеска по индивидуалам, к огорчению моему, не произошло.
Новых потрясающих статей мы, увы, не опубликовали.
Тем не менее, читателей на 1001.ru, если сравнивать с прошлым годом, стало на 25 процентов больше. Это радует.
Вечером смотрел списки новых учеников. Много молодёжи.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Публикую дневниковые записи с разрывом в полтора месяца. Сегодня, когда готовил к публикации очередной день, получил по электронной почте письмо. Из Аппарата Правительства РФ мне сообщили, что поступившее моё письмо рассмотрено и направлено в Минздрав и в Министерство просвещения. Об этом мне сообщила советник отдела по работе с обращениями граждан И. Сороченкова.
Грустно вздохнул, прочитав эти четыре строчки. Я ведь писал Ольге Юрьевне Голодец в надежде, что именно она прочтёт моё обращение. Я просил о личной встрече. Я был готов получить ответ, мол, личную встречу провести нереально, а ваше предложение не поддерживаю. В письме я отметил, что сотрудники Аппарата Правительства РФ (а это несколько тысяч человек) тоже не владеют десятипальцевым методом и предлагал научить их. Но эти мои слова, видимо, не прочли.
Бюрократия - это нечто вроде рыбной ловли там, где нет рыбы.
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993), писатель, драматург, журналист