Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кто такой Юрий Клепиков?

Советский кинодраматург с «Ленфильма»

В фильме «Мама вышла замуж» сошлось многое. Кажется, что название дурацкое, а если бы под таким названием, например, вышла книга в 90-е, там на обложке была бы блондинка с длинными обнажёнными ногами и пистолетом марки «Кольт».

Неплохой мог бы быть фильм, кстати: что-то в духе «Ворошиловского стрелка» или «Окраины», но с большей акцентуацией на сексапильности. Легко, конечно, строить такие воздушные замки после Тарантино, но, с другой стороны: идея-то очевидная, вопрос только — а зачем? Была бы такая девушка с кольтом, рубила бы она бандитов, а суть? Что это — родина-мать?

Между тем, фильм «Мама вышла замуж», сценарий к которому написал Юрий Клепиков, оказался на пересечении множества культурных течений того времени. Во-первых, это история трудного подростка, вроде «Над пропастью во ржи» Сэлинджера или фильма Трюффо «Четыреста ударов». Во-вторых, это история любви малярши и бульдозериста в духе итальянского неореализма. В-третьих, режиссёр — Виталий Мельников, один из советских комедиографов, оставшийся в тени Гайдая и Рязанова. В-четвёртых, главную мужскую роль играет Олег Ефремов, представляющий собой МХАТ того времени.

Клепиков нередко попадал в центр таких встреч. Потому что его методом было наблюдение за жизнью. В интервью он часто вспоминал слова, которые ему и другим студентам на занятиях говорил режиссёр Григорий Козинцев: «Сплетня — это интерес к человеку».

И правда, если присмотреться к сюжетам, с которыми работал Клепиков, — все растут из сплетни. В «Летней поездке к морю» мальчики во время войны эвакуируются на остров в Ледовитом океане, в «Восхождении» двое солдат пытаются передать важное донесение, минуя нацистов, в «Начале» провинциальная девушка становится известной актрисой, в «Пацанах» учитель физкультуры берётся за перевоспитание трудных подростков.

В некотором смысле этот метод — метод сплетни — оправдывает саму сплетню, имеющую, как правило, негативный смысл.

Иной раз в фильмах по сценариям Клепикова не хватает сказочного элемента, иронии, то есть перехода сплетни в миф или притчу. В «Летней поездке к морю» к этому ближе всего. Но нужно судить художникам по контексту. Да, это было время французской новой волны, итальянского неореализма. Козинцев, который учил его и который оба эти влияния игнорировал в силу возраста (его юность пришлась на 20-е, Чаплина и Эйзенштейна), по признанию самого Клепикова, почему-то его как студента недолюбливал, любил подколоть.

Впрочем, вероятно, это тоже был поиск связи между маститым художником и начинающим.

Глеб Буланников, 
редактор 1001.ru

208


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95