В России немало выдающихся бойцов. Многим знакомы имена патриархов боевых искусств. Но, по-настоящему легендарных людей – единицы. Тадеуш Касьянов – это, несомненно, человек-легенда. И в данном случае такое определение отнюдь не фигура речи, не романтическая формула.
Судьба Касьянова и в самом деле стала легендой. В мире восточных единоборств о нем ходили и были, и небылицы. Буквально, как про Брюса Ли или Масутацу Ояму. Мы вам расскажем правду. Она, впрочем, не менее удивительна, чем легенда.
В культовом для всех мальчишек 80-х фильме «Пираты двадцатого века» обращал на себя внимание лихой боцман в черном берете. Нет, и Николай Еременко, и Талгат Нигматулин тоже дрались эффектно. Но при взгляде на этого человека ясно было, что это настоящий профессионал, боец экстра-класса.
Так Тадеуш Касьянов впервые стал известен за пределами круга поклонников боевых искусств. Среди них он и тогда пользовался огромным авторитетом. Ну а для мальчишек он просто стал образцом для подражания.
И никто, наверное, из миллионов пацанов помногу раз ходивших на этот фильм не поверил бы, если бы ему сказали, что этот самый боцман в детстве был не слишком спортивным мальчиком из интеллигентной семьи. И у него во дворе то и дело возникали проблемы.
Касьянов говорит, что в бокс он пришел потому что «запутался в комплексах, как в соплях». Побудительным мотивом послужил тоже, кстати, фильм.
В 1948 году на экраны страны вышел фильм «Первая перчатка». Касьянову тогда было 10 лет и он, буквально, «заболел» боксом.
Правда, найти подходящую секцию удалось далеко не сразу. В «Крылья советов» к тренеру Михаилу Иткину он пришел только в год смерти Сталина.
Конечно, бокс, не каратэ, не ушу. Нет в нем никакой духовной базы вроде дзен-буддизма или еще каких-нибудь замысловатых доктрин.
Но, тем не менее, тренеры той нелегкой, послевоенной поры своим личным примером учили мальчишек вечным истинам. Учили их человечности, как это ни странно звучит, применительно к столь суровому спорту как бокс.
Касьянов до сих пор помнит, как его первый тренер угощал вечно голодных пацанов бутербродами. Кормил их на последние деньги, ведь, сам даже зимой ходил в ботинках на босу ногу.
Боксом Касьянов продолжал заниматься и в армии, и после нее. Но постепенно стал пробуждаться интерес к тогда еще совсем загадочному каратэ.
Тадеуш Рафаилович говорит, что нередко ему тогда доводилось принимать участие в уличных драках. Он обращал внимание, что люди бьются уже не только на кулаках, но и пытаются друг друга ногами пинать. Знатоки говорили, что так, мол, в каратэ дерутся.
Но о том, где можно овладеть этим неведомым искусством никто слыхом не слыхивал. Встреча с родоначальником отечественного каратэ Алексеем Штурминым произошла, казалось бы, случайно. Но в судьбах настоящих воинов ничего случайного не бывает. Те, кто идет по одному Пути, ищут одну Истину, обречены на встречу.
Короче говоря, Штурмин просто голосовал у дороги, а Касьянов просто решил его подвезти. А по дороге они разговорились. Так и зародилась дружба, которая стала основой для создания мощной школы боевых искусств, школы, на которую, так или иначе, ориентировались впоследствии все адепты воинских искусств в России.
Первый же спарринг со Штурминым произвел на уверенного в себе боксера Касьянова сильное впечатление. Он вспоминает, что так и не сумел войти на дистанцию ближнего боя. Ноги противника мелькали в опасной близости от его головы, а у него в арсенале не было контрприемов на такой случай.
И он понял, что у нового знакомого есть чему поучиться. Скоро сложилось ядро легендарной школы «Сэнэ». В основе этого стиля лежал северо-корейский рукопашный бой. По этой системе тренировалась тамошняя армия и полиция.
Но русские люди всегда стремятся усовершенствовать все, что попадает им в руки. С Запада ли, с Востока ли - без разницы. Касьянову в этом смысле, много дало знакомство с патриархом самбо Анатолием Харлампиевым. С ним друзья-каратисты встретились в том же году, когда начали тренироваться вместе – в 69-м.
Харлампиев стал включать их выступления в демонстрации самбистов. Для публики комментировал, что это, мол, каратэ, новое для нас, интересное явление. Сам внимательно присматривался к их технике, давал советы. Например, рекомендовал побольше внимания уделять работе голыми руками против оружия.
Так постепенно стиль стал преображаться, превращаясь в то, что впоследствии будет названо простым и в то же время емким термином – рукопашный бой. Касьянов говорит, что общался с Анатолием Харлампиевым вплоть до его кончины в 79-м. И это был бесценный опыт.
В тот период Штурмин с Касьяновым арендовали зал неподалеку от метро Маяковская. Круг их учеников расширялся. Они ездили на соревнования. В те времена это, правда, были встречи с такими же официально, как бы несуществующими группами.
Партии и правительству в ту пору еще не было дела до загадочного боевого искусства. И никто особо не мешал. Соответственно, была возможность искать, экспериментировать.
И поиски эти дали удивительные результаты. В 80-м году, когда в Москву на Олимпиаду съехались единоборцы из-за рубежа, обнаружилось, что русские бойцы сильнее подавляющего большинства из них.
Обнаружилась, вообще, интересная вещь. Обладатели красных поясов по стилю Сэнэ легко побеждали заграничные черные пояса.
Здесь надо сказать, что в школе Штурмина и Касьянова было всего четыре пояса: белый, красный, коричневый и черный. Ну а за высокое мастерство и тренерские успехи вручалось черное кимоно. А никаких данов – разрядов черного пояса не предусматривалось.
Поэтому и поражались зарубежные гости уровню подготовки советских спортсменов. К ним, просто, предъявлялись изначально более высокие требования.
Конечно, позже, и школа Касьянова перешла на международную систему – 10 поясов, 10 данов.
Кстати, самому Касьянову осенью прошлого года в петербургском представительстве ОБСЕ, решением специального экспертно-консультативного совета, был присвоен высший 10-й дан за мастерство и выдающиеся тренерские успехи, а также степень доктора педагогически наук за создание книг по боевым искусствам.
Но тогда в 70-х до этого признания было еще далеко.
К сожалению, по мере роста интереса к каратэ в обществе, обратила на него внимание и советская власть. И было оно отнюдь не благожелательным.
Каратэ запретили. Многие мастера, в том числе Штурмин оказались в заключении по абсолютно абсурдным обвинениям. Но школа, конечно, выжила. И несмотря ни на какие запреты развитие стиля продолжалось.
К моменту, когда единоборства снова вышли из подполья, рукопашный бой стал стройной, эффективной системой. В нем имеется и ударная, и бросковая техника, и работа против вооруженного противника, и бой с разными видами холодного оружия.
В 1989 году Федерация спортивного рукопашного боя Тадеуша Касьянова была зарегистрирована.
Касьянов говорит, что не любит слово интернационализм еще с советских времен. Но в случае с рукопашным боем он готов категорически утверждать, что это система интенациональная. Не исконно русская и не истинно японская.
Рукопашный бой – это, на его взгляд, высшее воинское искусство. В него приходят люди, осознавшие недостаточность для себя, так называемых, чистых стилей.
Представители ударных видов рано или поздно обнаруживают, что без бросковой техники они не могут считаться по-настоящему универсальными бойцами. А борцы понимают, что им необходимо просто научиться бить.
И рукопашный бой утоляет голод этих людей. Они получают то, что искали - комплекс знаний и умений, позволяющих противостоять любому противнику как невооруженному, так и атакующему с ножом, дубинкой или еще каким средством уничтожения.
Кроме того, подготовка, которую проходят рукопашники, прививает им навыки, которые спасают их в горячих точках. Через руки Касьянова прошли представители самых разных спецподразделений. У него занимались элитные бойцы всех без исключения силовых ведомств.
Его ученики прошли через горячие точки – Ригу, Вильнюс, Фергану, Тбилиси, Афганистан. Участвовали в обеих Чеченских войнах. Убито, при этом, всего девять человек.
А один командир, много десятков раз бывавший со свом подразделением в Чечне сумел сберечь всех своих бойцов, в том числе потому, что обучил их искусству уходить от снайперского огня. Вот такие почти сверхчеловеки в результате обучения у Касьянова получаются.
Касьянов говорит, что в его федерации отказников нет. Служат все. И многих из них можно назвать подлинными героями.
Вообще, Касьянова задевает, когда с этим высоким званием обращаются через чур вольно. Он задает резонный вопрос - на каком основании журналисты порой называют героями футболистов или хоккеистов? Они, очень может быть, просто замечательные люди, но ничего геройского они не совершили.
Они занимаются любимыми видами спорта. Иногда самозабвенно и самоотверженно. Но все-таки, ничего геройского они не совершают.
Другое дело ребята, о которых рассказывает Касьянов. Да и сам он, кто, если не герой? Переоценить его вклад в воспитание стойких, преданных России бойцов невозможно. Ведь, через его школу с конца 60-х прошло, ни много ни мало, вдумайтесь в эту цифру, полмиллиона человек.
Причем, роль государства была просто нулевой. Никакой поддержки федерация никогда не получала. Только московский спорткомитет, говорит Касьянов, стал в последние годы помогать.
И это не его, и Федерации частные проблемы. По всей России занимаются миллионы людей. Но инструкторам никто не помогает. Напротив, они платят аренду за залы по таким расценкам как будто это не спортивная секция, а коммерческое предприятие.
Но Касьянов со знанием дела утверждает, что за все те годы, что развиваются в нашей стране боевые искусства, ни один инструктор не стал не только богатым, но и по-настоящему зажиточным человеком. И деньги, которые они получают, мизерны в сравнении с их вкладом в воспитание бойцов.
Впрочем, они никогда и не стремились к материальному богатству. Боевые искусства подарили им огромные духовные ценности. Спорт не предполагает следования неким морально-этическим нормам. Главное – быстрее, выше, сильнее. Совсем другое дело – боевые искусства.
Касьянов говорит, что в его школе упор делается, прежде всего, не на мышцы, а на голову. Новичков первым делом, знакомят с историей стиля, его традициями, иерархией, чтобы он почувствовал себя частью семьи людей, для которых понятия «сила» и «честь» нераздельны.
Семьи, в которой во истину один за всех и все за одного. Касьянов вспоминает характерный случай. У одного парня из их школы на улице шпана отобрала видеомагнитофон.
Мириться с этим не в традициях школы. Вычислили где собираются члены этой криминальной компании. Когда они заявились в привычное время в кафе, двери заведения закрыли, а шпану отметелили. И посоветовали, чтобы хуже не было завтра же вернуть украденное.
Те конечно принесли. Но им, впрочем, еще раз врезали для ума.
А на следующий день обиженному хулиганами парню вручили видеомагнитофон и выгнали из школы. За то, что без боя покорился. Вот такие традиции.
И люди буквально через полгода, попадая в эту атмосферу, становятся другими. Сколько бы ни говорили иные представители соответствующих органов, что, мол, в боевых искусствах рассадник криминала, Касьянов не устает повторять, что это оговор. Их искусство – искусство людей чести.
К нему со всей страны стекается информация о жизни Федерации. И он уверенно говорит, что да, был один наркоман. Но умер, и он по этому поводу не сильно опечален.
И действительно был один парень, который прельстился блатной романтикой. Но романтика закончилась тюрьмой. Из нее он вышел с изрядно подорванным здоровьем. Но зато от иллюзий избавился.
Федерация его не оставила. Парня подлечили. Он пришел в себя и физически, и морально. И сегодня стал отличным инструктором. Вот и весь криминал…
Правда, нельзя, конечно, не рассказать о том, что произошло с самим Касьяновым. О его тюремном заключении тоже ходили всякие слухи. Человек-легенда обречен на то, что его судьба становится предметом устного народного творчества.
Реальность же была прозаична, цинична и безжалостна. Это старая, как мир история о доверии и предательстве, стойкости и подлости.
В период, когда всем в стране выживать было не просто, Касьянов сотоварищи создали охранное предприятие. Но вышло так, что во главе его оказались морально нечистоплотные люди. Попросту говоря, начали они воровать деньги.
Это обнаружилось, и их отстранили от работы. Но этим дело не кончилось. Когда одного из них представители казанского филиала Федерации вызвали для объяснений по поводу пропавших денег, тот, не долго думая, написал заявление в милицию.
Нет, он не признался в собственных неблаговидных поступках. Он заявил, что его похитили. А организатором этого черного дела, якобы выступил Тадеуш Касьянов. Так выдающийся мастер, отец-основатель и прочее, прочее, прочее оказался за решеткой.
Следствие длилось 18 месяцев. За этот немалый срок Касьянов побывал в разных тюрьмах нескольких российских городов. Где-то начальство понимало, кто к ним угодил, и старалось создать человеческие условия. А где-то, напротив, пытались сломать. Зимой сутками держали в неотапливаемой камере.
Среднестатистический человек точно бы не выжил. А какой-нибудь голливудский киногерой согрелся бы, наверное, энергетическим полем. Но Касьянов ни тот, ни другой.
Он сумел выжить и не сломаться. Но без последствий это не прошло. Он признается, что «кучу здоровья» потерял в тюрьме. Чем же закончились его злоключения, спросите вы? Оправдательным приговором, разумеется. Суд признал, что Касьянов был оклеветан и ни в каком криминале он не замешан. Вот только для того, чтобы убедиться в этом российской Фемиде потребовалось полтора года.
Позже Касьянов через суд добился выплаты компенсации за это заключение. Вот только, очередные экономические катаклизмы обесценили выплаченную сумму. Да и здоровье новое в любом случае не купишь.
Впрочем, патриарх и сегодня в 68 лет в весьма неплохой форме. По-прежнему ведет тренировки и ежедневно тренируется сам. И, как выражались раньше, общественной работой занимается.
Не так давно вот, выступал на съезде солдатских матерей. Там, конечно, активно обсуждались проблемы нынешней армии. Но Касьянов вышел на трибуну и повернул разговор в иную плоскость.
Он поинтересовался у зала: а что сами матери сделали для того, чтобы у их сыновей не было серьезных проблем во время срочной службы? Почему они не озаботились подготовкой парней к армии, да по большому счету их подготовкой к жизни, которая сейчас сурова, что на гражданке, что в войсках?
Почему они допускают, что парень в 18 лет не может за себя постоять и надеется только на маму? При Федерации рукопашного боя есть школа «Призывник». И Касьянов утверждает, что ребята выходят из нее с подготовкой лучше, чем у американских зеленых беретов.
Некоторые ученики самого Касьянова тоже проходят сейчас службу. И у них со страшными и якобы неодолимыми «дедами» разговор короткий. Касьянов уверен, что если в армию приходит подготовленный, физически крепкий парень со стабильной психикой неуставные отношения ему не страшны. Он заставит себя уважать.
Но, вот состояние боевой подготовки в самой армии разговор особый. С той же трибуны Касьянов обратился и к присутствовавшим в зале офицерам. И поинтересовался, нормально ли это, когда у иного полковника или генерала талия, как у баобаба, и подтянуться он ни разу не может? Как тогда можно чего-то требовать от солдат?
В школе Касьянова действует незыблемый принцип – делай как я. А какой пример могут показать призывнику отцы-командиры? В который раз глава Федерации предлагал армейскому начальству сотрудничество в вопросе подготовки личного состава. Предлагал помочь сделать из них настоящих бойцов и сейчас, и когда работал старшим тренером Московского военного округа. Но отклика не получал.
Ни один не подошел и после этого выступления, ни один не озаботился вопросом, которым должен буквально «болеть». Иначе, зачем у него погоны на плечах?
Сами офицеры отчасти жертвы сложившейся системы. Их в училищах тоже бойцовским навыкам не учат. И в результате выходит форменный позор. Разве можно было себе в царской России представить, что штатский бьет офицера. Такое было просто немыслимо. Офицер по своей подготовке, по выучке, просто по инстинктам и реакциям был ему не по зубам.
А в советские и постсоветские годы Касьянов не раз был свидетелем того, как в ресторанных драках гражданские запросто разбирались с военными.
Сегодня хранителями традиций русского офицерства стали люди, которые являются воинами не потому, что у них кобура на боку и звезды на погонах, а потому что в их сердцах живет дух истинных русских ратоборцев.
У Касьянова дома коллекция холодного оружия. Есть катана последнего японского коменданта Порт-Артура, есть польский палаш, а есть и специальные запатентованные самим мастером метательные пластины. И всем этим он мастерски владеет. А вот, к огнестрельному оружию он равнодушен. Да и охотиться не любит.
Считает, что нет у человека права отнимать жизнь у зверья, живущего на воле. Вообще, воин не должен без крайней нужды отнимать у живого жизнь. Даже ножи метают его ученики только в уже засохшие деревья.
Этим же принципам Тадеуш Касьянов учил не только учеников своих, но и детей. А дочка его Софья настолько ими прониклась, что пошла по стопам отца. Сейчас у нее черный пояс восьмой дан. А когда сам Касьянов находился в заключении, она взяла на себя ответственность за Федерацию. И вернувшись, отец обнаружил, что дела в полном порядке.
Так что Тадеуш Касьянов помимо того, что человек-легенда, еще и попросту счастливый человек. У которого есть любимая семья и любимое дело.
Касьянов – человек, который ни разу в жизни не изменил себе, не изменил священным воинским традициям. И дал образец, чтоб «делать жизнь с кого» не только своим ученикам, но и вообще всем нам, русским людям, для которых такие слова как честь, справедливость, патриотизм не пустой звук. И спасибо ему за это!
Дмитрий Тараторин