— В театр юношеского творчества вы пришли в двенадцать лет в пионерском галстуке. Папа-геолог и мама-педиатр не пытались ориентировать сына на более земную профессию?
— Они спокойно относились к моим увлечениям. У нас в семье всегда был достаточный запас свободы и доверия. Что, я думаю, обеспечило долгие годы хороших отношений и близость всех нас, кто остался, по сей день. В детстве считалось, что я стану геологом. Когда в школу в первом-втором классе приходили и спрашивали, кто кем хочет стать, все отвечали — пожарником, шофером, летчиком. Я же говорил — геологом, и это вызывало некоторое недоумение. Тогда еще геолог не был модной профессией. А потом все
— Путешествия могли стать телевизионными, если бы на телевидении не запретили вашего «Жаворонка» по Аную и даже спектакль о блокаде?
— После неслучившегося «Жаворонка» действительно был маленький спектакль о блокаде, из очень хороших стихов составленный — Пастернака, Цветаевой. И меня вообще запретили пускать на телевидение. А потом Тамара Львовна Ротштейн — тогда заместитель главного редактора молодежной редакции и автор передачи «Турнир старшеклассников» — опять меня втащила туда, и я два года делал эту передачу. Довольно интересно — в прямом эфире, три часа действа, хотя очень утомительно. Еще я несколько маленьких фильмов снял для телевидения. Но пока меня гоняли туда-сюда, уже возник театр, и он все стал перебивать, от телевидения я тихонько отдалился.
—
— Да я, приходя домой, в основном не включаю телевизор. Очень редко
Сам я умею завидовать
— Вы не разучились радоваться наградам, званиям?
— С одной стороны, я никогда не впадал в безумие от того или иного признания. А с другой, это всегда приятно и, может быть, даже полезно. Если уж совсем откровенно — уверенности и признания на самом деле всегда не хватает. То, что было вчера, все равно становится «вчера». Все, что входит, так сказать, в титульный список, все равно уже было вчера. Мы живем все-таки сегодняшним днем и отчасти пытаемся жить завтрашним.
— Считается, что успеху в театре сопутствуют творческая ревность, зависть. Вы это чувствуете?
— Ревности по отношению к себе я особо не замечаю. Может быть, я невнимателен.
— А может, ее и нет?
— Мне всегда легче считать, что ее нет. Чему ж завидовать — работа довольно трудная, жизнь довольно тяжелая. К счастью, мне не свойственна изматывающая подозрительность. Сам я умею завидовать: когда вижу хороший спектакль — а это не так часто бывает, — завидую и очень увлекаюсь. Мне сразу хочется попробовать сделать
— Кому вы сейчас завидуете?
— Станиславскому, Мейерхольду, Бруку. Завидуешь хорошему созданию. Помню, когда посмотрел «Вишневый сад» Брука, долгие годы был под впечатлением. И сегодня завидую его способности соткать почти из ничего такой плотности духовный мир. Юношей увидел спектакль Фоменко «Милый старый дом» в Театре комедии и, помню, шел, пританцовывая от радости. Мне вдруг открылись еще
— У Чехова в заметках есть фраза: «Меня каждую минуту бьют по лицу хорошими словами». Вы не чувствуете
— Если с умом хорошие слова говорятся, с искренним добром, то ничего не бьет. Другое дело, что иногда говорят хорошие слова с прямо противоположным знаком — когда хвалят не за то, видят не то. Становится обидно и немножко смурно,
— Сейчас действительно забылось, что ваши спектакли запрещали, яростно критиковали…
— Просто у всего, что не касается лично тебя, короткая память. Я помню не конкретных людей. Помню просто, что трудные полосы бывали, когда надо было сохранять собственный покой и покой нашей компании. Всегда же — когда ранят тебя, то ранят и компанию. Жизнь вдруг в
Если будешь ставить десятый спектакль, все равно не успеешь поставить одиннадцатый
— Иногда режиссеры бравируют тем, что за сезон ставят пять, семь, девять спектаклей. Вы же не заинтересованы в быстрых итогах. Не боитесь
— Конечно, боюсь. Но даже если будешь ставить десять спектаклей, все равно не успеешь поставить одиннадцатый. Это гонка бесконечная, наперегонки с собой бежать бесполезно. Делаю то, что могу успеть сделать. Я ведь не репетирую долго нарочно, и коротко нарочно не репетирую. Сейчас мы начали заниматься Шекспиром, и я действительно не знаю — когда это созреет и созреет ли вообще. Это все такие действительно опыты, и со временем все больше хочется позволить себе естественных рисков. Каждый раз вгонять себя в производственные сроки неинтересно. И потом — не очень хочется торопиться: если кажется, что
— Какие ответы ищете в «Короле Лире»?
— На сегодняшний день мы даже вопросы еще
— А стык веков, о котором до сих пор много говорят, заставил вас задуматься о неких закономерностях?
— Когда задумываешься о том, что
Просто чудом огонь не добрался до театра
— Мариинский театр замахнулся на вторую сцену, и Александринский тоже замахнулся. А Малый драматический — Театр Европы
— Могут — и заливают. Несколько раз спектакли были под угрозой срыва. Совсем недавно загорелась полузаброшенная коммунальная квартира, просто чудом огонь не добрался до театра и не сгорел вообще весь дом. Здесь ужасно запущенный коммунальный фонд, который из чистого гуманизма надо бы расселить. Не говоря уже о том, что театр существует в противоестественных условиях. Видимо, я очень плохой менеджер, у меня не хватает пробивной энергии, деловых свойств. Я
— У Театра Европы — всемирная слава. Уж куда именитее?
— К сожалению, я думаю, иерархическая система работает еще по советскому принципу: помещение часто важнее самого театра. Хотя это не касается ни Мариинки, ни Александринки, где есть и стены, и творчество. Честно говоря, я сам недоумеваю — вот уже двадцать лет пытаюсь
— Вы имеете в виду проект известного финского архитектора Сирена?
— Да, но его самого уже нет на свете. Можно сделать новый проект, но важно расселить как можно скорее весь дом, финансировать проектные работы и начать все это делать. Конечно, довольно дорогое удовольствие. Но,
— Если бы вы встретились случайно с олигархом, смогли бы заикнуться о деньгах для театра?
— Случайно, может, и смог бы. Но ведь случайно здесь не бывает. Как я понимаю, на самом деле это или образ действия или образ жизни, который сводит с олигархами и делает эти контакты неслучайными.
— Вас не сводит?
— Не знаю к сожалению или к счастью, но меня не сводит. Вот сейчас ходят слухи о подготовке решения о выделении президентских грантов для развития драматического искусства. И я с некоторым удивлением думаю, что мы можем туда опять не попасть. Хотя без ложной скромности убежден: уж если кому и попадать, то нашему театру. Но я опять боюсь, что незыблемые иерархические правила, ориентирующиеся еще на императорские и признанные советские академические театры, могут сработать, и мы остаемся за чертой.
— Встречи с президентом, министрами тоже не случаются?
— С министрами иногда бывают. Александр Соколов, например, смотрел нашего «Дядю Ваню», с Михаилом Швыдким всегда много общались и общаемся. С президентом я встречаюсь только когда получаю награды. И эти встречи мне очень приятны, но к оргвыводам они пока не приводят.
Кажется, что становишься мудрее, на самом деле становишься компромисснее
— На первом курсе вы записали в дневнике: «Надо поступать до жестокости справедливо». Вы и теперь так считаете?
— Я этой фразы не помню. Удивлен, что вы знаете.
— Вычитала у театроведов. Но могло такое быть?
— Могло, в юности я был максималист. Да и не только в юности, дальше тоже. Хотелось бы так и сегодня поступать, но уже вряд ли возможно. Жизнь дает столько всяких уроков, что становишься осторожным. Даже в отношении того, что тебе кажется правильным, справедливым, необходимым. Возникает много всяких поправок — на человеческую натуру, например. На то, что есть
— Как вы объясняете то, что ученики практически всех выпусков
— Если бы знать… Еще совсем недавно ничего особенного в этом не ощущал. Мне это казалось абсолютно естественным, все мне казались такими же молодыми. Да мне и сейчас все мы кажемся молодыми. Только в минуты совсем уж большой трезвости понимаешь, что и сам ты взрослый, и остальные взрослые. Хотя мне кажется, что такое совместное развитие на самом деле сохраняет молодость. В основном продолжаются те отношения, которые сложились давно. Естественно,
Я лучше буду делать спектакли
— Режиссеры охотно пишут мемуары, есть «Записки старого сплетника», «Записки старого трепача». Вы будете?
— Если только записки старого дурака. Если серьезно — вот сочинялась книга об Наталье Анатольевне Крымовой, меня попросили написать
— То есть о своей жизни в искусстве пока не собираетесь писать?
— Лучше буду делать спектакли. Впрочем, мы традиционно невнимательны к себе и к своей жизни. Сейчас с ужасом обнаружили, что не снят на пленку практически ни один наш спектакль, не записана масса репетиций. Я сам виноват — казалось,
— Вы ведете дневники?
— Очень мало. Я одно время вел дневники всех занятий. У меня были ящики записных книжек, сейчас не могу их найти в связи со всякими переездами. Сегодня пишу меньше, записываю репетиции, занятия — рабочие заметки для себя. Эти записи тоже требуют расшифровки. Любой из нас составляет
— Можно вам задать ужасный юбилейный вопрос — что бы вы подкорректировали в своей биографии, представься такая возможность?
— (Пауза.) Я бы больше спортом занимался, чтобы было больше физических сил. Все остальное, думаю, неисправимо.
Ирина Начарова