В апреле 2018 года свет увидел спектакль «Гензель и Гретель», саундтреки к которому создали Тилль Линдеманн и Петер Тэгтгрен. Театральная работа не была замечена по-настоящему широкой аудиторией, но особенно преданным фанатам Rammstein понравились шесть новых песен дуэта. Впоследствии Тилль пообещал выпустить студийные версии треков. В процессе работы над ними, друзья увлеклись и написали еще шесть композиций. Так появился альбом «F&M».
Музыкальное сопровождение сказки (5 из 11 треков) в большинстве своем далеко от индастриал-металла, хотя почерк Линдеманна отчетливо читается. Вряд ли кто-то ожидал услышать от него колыбельную с чисто оркестровой аранжировкой («Schlaf ein»), «Wer weiß das schon» с нежным вокалом или акустическую «Knebel». Даже более агрессивные и более свойственные Линдеманну «Blut» и «Allesfresser» звучат как-то сглаженно. Однако «театральные» песни не выбиваются из общей атмосферы альбома и не противоречат нашему представлению об артисте, благодаря трагичной помпезности номеров.
Вторая же половина альбома - это одна из вариаций старого доброго Rammstein. Чуть меньше от металла, чуть больше от рейва. Есть совсем классическая «Steh auf», а есть полное погружение в психоделическую электронику в виде «Mathematik». Отличается от стандартной концепции только танго «Ach so gern», и то в deluxe-издании «F&M» можно услышать метал-версию трека в исполнении группы Pain.
Удивляет, что альбом не только звучит целостно, но и не распадается на куски на текстуальном уровне. И дело даже не в кровожадности первоисточника театрального цикла, а в подходе Линдеманна к стихам. Он не наделил музыку функцией декораций и не свалился в пересказ «Гензель и Гретель», а передал эмоции героев в заданных ситуациях. Разумеется, эти чувства свойственны любому человеку, а значит, их описание можно легко воспринимать без контекста. Эта линия продолжилась и в песнях, самодостаточных по задумке. Помимо перечисления базовых, зачастую инстинктивных проявлений человеческой природы, коллектив дает нам их анализ, что автоматически переводит «F&M» в разряд философских альбомов.
Тексты просты, но интересны. Все музыкальные эксперименты проекта Lindemann уместны, хоть и неожиданны. «F&M» должен порадовать и фанатов Rammstein, и нейтральных слушателей. У многих треков альбома большой хитовый потенциал. В целом, Тилль и Петер ярко показали себя в новом амплуа, а значит, «F&M» не станет тусклой тенью «Rammstein», вышедшего месяцами ранее.
Данила Головкин