Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лозанна – местная и русская

Часть 2. «И мне на прощание слёзы даны»…

В 1937 году в благополучной и тихой Лозанне был убит Игнатий Порецкий, он же Игнац Рейсс, бывший агент советских спецслужб, шумно, с разоблачениями порвавший с ними. Такого Москва не прощала.

Отчего вдруг вспоминать об этой шпионской истории подле мемориальной доски нашей героини? Вот к чему.

К моменту акту возмездия Марина Ивановна давно уже жила с семьей в эмиграции. Мягко говоря, не шиковали, а иногда и едва сводили концы с концами.

Быт существенно изменился к лучшему, когда всё сильнее симпатизировавший советской власти её муж Сергей Эфрон, бывший белый офицер, вступил в «Союз возвращения на родину» и вскоре стал регулярно приносить конверты с франками. При этом пропадать из дома под надуманными предлогами.


Эфрон прежде служил в Белой армии

О том, что немало русских эмигрантов в Париже, коих насчитывалось примерно сто пятьдесят тысяч, сотрудничает с НКВД, многие говорили открыто. Будь на месте Марины Цветаевой любая другая женщина, она, сложив два и два, не могла бы не заподозрить благоверного в шпионстве.

Но поэтическая натура Цветаевой наделяла людей качествами, которые рождала её безбрежная фантазия.

В особенности это относилось к её любимому:

 

 

«Я с вызовом ношу его кольцо
– Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо –
Подобно шпаге...

…В его лице я рыцарству верна.

Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие в роковые времена
Слагают стансы и идут на плаху».

 

 

Так что она несомненно не допускала подобной мысли.

Во всяком случае, до тех пор, пока Эфрон таинственно не растворился, причём сразу после громкого убийства в Лозанне.

Давно известно, что, став сотрудником НКВД, именно он тогда координировал из Парижа действия двух групп «ликвидаторов», сначала выманивших экс-агента из его тайного укрытия в Лозанну, а затем во время совместной поездки на автомобиле выпустивших в него восемь пуль.

Тело из машины было выброшено в районе Уши́.


Фальшивый паспорт, найденный на теле убитого И. Рейсса (©24 Heures)

Парижской полиции с подачи швейцарской, которая быстро восстановила ход событий, оставалось допрашивать «соломенную вдову» явного участника политического убийства в Лозанне.

Но у Цветаевой понятие «Уши́» ассоциировалось лишь с прекрасным детством, и поэт твердокаменно стояла на своём: муж такого не мог совершить.

Её убежденность («его доверие могло быть обманутым, моё доверие к нему непоколебимо») вынудила отпустить её на все четыре стороны.

Однако свобода – это ещё не гарантия благоденствия. И, оказавшись на грани нищеты, подталкиваемая поступавшими из СССР призывами мужа вернуться на родину Марина Ивановна вынужденно принимает такое решение.

И это при том, что она ясно видит: «той России», «её России» уже нет.

Она задается риторическим вопросом: «Можно ли вернуться в дом, который – срыт?». Предчувствует, что это гибельно для неё и пишет напоследок:

 

 

«Мне Франции нету милее страны
И мне на прощание слёзы даны.
Как перлы они на ресницах висят.
Дано мне прощанье Марии Стюарт».

 

 

С мужем, сыном и дочерью их поселяют на дачу НКВД в Болшево. Эфрон не работает, сибаритствует, но регулярно получает жалованье – видимо, за прошлые заслуги.

Дачу они делят с семьей Клепининых, его коллег по тайной работе заграницей.


Цветаева с дочерью Ариадной

Сын Клепининых, впоследствии переводчик экстра-класса на французский в моём журнале «Новое время» Дмитрий Сеземан, так воскрешал своё тогдашнее восприятие странной, неприспособленной к быту, готовой взорваться по пустяшному поводу соседки:

«…Были моменты, когда даже [ему], не чрезмерно чуткому мальчишке, открывалось в Марине Ивановне такое, что решительно отличало её от каждого из нас. Это происходило, когда она читала стихи и на эти чтения нас не только допускала, но даже приглашала… Она сидела на краю тахты так прямо, как только умели сидеть бывшие воспитанницы пансионов и институтов благородных девиц. Вся она была как бы выполнена в серых тонах – коротко стриженные волосы, лицо, папиросный дым, платье и даже тяжёлые серебряные запястья – всё было серым. Сами стихи меня смущали, слишком они были не похожи на те, которые мне нравились, и которые мне так часто читала мать. А в верности своего поэтического вкуса я нисколько не сомневался. Но то, как она читала, с каким-то вызовом или даже отчаянием, производило на меня прямо магическое, завораживающее действие, никогда с тех пор мною не испытанное. Всем своим видом, ни на кого не глядя, она как бы утверждала, что за каждый стих она готова ответить жизнью, потому что каждый стих – во всяком случае, в эти мгновения – был единственным оправданием её жизни. Цветаева читала, как на плахе, хоть это и не идеальная позиция для чтения стихов».


Теперь здесь мемориальный музей Цветаевой

Замечу, что я застал Сеземана уже мужчиной в преклонных годах, высоким, стройным и седовласым. Немало отсидевший, затем, разумеется, реабилитированный, он в равной степени обладал чувством юмора и энциклопедическими познаниями.

Однажды, в моём присутствии отвечая на шутливый вопрос коллеги, откуда, мол, он столько всего знает, с улыбкой сказал, что единственными доступными ему в тюрьме книгами были тома энциклопедии.

Между тем Сергея Яковлевича вскоре арестовывают. Теперь, вопреки всем его заслугам перед советскими органами, Эфрон уже должен доказывать, что он не вражеский агент. Рутина: пытки, объявление шпионом, расстрел.

Восемь лет проведет в лагерях, а затем долгие годы в ссылке их дочь, тоже «шпионка», тоже не избежавшая пыток Ариадна.


Дело «шпионки» Ариадны Эфрон

Марина Ивановна с сыном попадёт в форменную тьмутаракань – в Елабугу. Где в 1941 году от тягот и безысходности сведёт счёты с жизнью.

Прощальное эмигрантское четверостишие окажется пророческим.

Последний официальный документ, ею написанный, начинался словами: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки». После этого были лишь предсмертные записки. В одной из них она умоляла: «Не похороните живой! Хорошенько проверьте».

А эпитафию себе на будущем могильном камне Марина Ивановна подготовила заблаговременно, во время одного из приездов в Коктебель, когда ей было всего лишь двадцать:

 

 

«Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала
тоже!
Прохожий, остановись!

 

…Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь»...

 

 

Истинный поэт, она провидчески представляла свою бурную, неустроенную, наполненную страстями и творческими исканиями, болью и редкими радостями жизнь и в последних двух строках эпитафии обращалась к живущим, тем, кто помнит её стихи, с просьбой не бередить свою душу жалостью к ней как к человеку, как к женщине:

 

 

«– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли».

 

 

Разве не применимы к судьбе Марины Ивановны слова другого великого поэта, родившегося за три года до её ухода: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа// И режут в кровь свои босые души»?..


Марина Цветаева

Добавим, что и с надгробным камнем всё было не слава богу. Точное место захоронение великого поэта, по сути, не известно.

В 60-м, освободившись из узилища, сестра Анастасия устанавливает крест на возможном месте упокоения сестры. Спустя десять лет власти заменяют его гранитным надгробием.

Но многим памятно, что поэтесса (извините – поэт) завещала похоронить её в Тарусе, на берегу Оки. Здесь в раннем детстве они гуляли и играли с сестрой.

Добрые люди постарались, насколько возможно, выполнить эту просьбу – в 1962 году был установлен камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Камень простоял (точнее, пролежал) неделю. Его разбили и использовали для ступенек к одному из близлежащих домов.

Но воля усопшей не была забыта: в перестройку, в 1988 году, был установлен новый камень. С той же надписью.

      
Кенотаф в Тарусе

…Некоторые старые платаны и каштаны парка в Уши́, возможно, помнят двух девчушек, бегавших сюда из своего пансиона на бульваре Гранси любоваться цветами и видами на озеро и горы.

«После обеда… мы спускались к озеру старыми узкими уличками к набережной Уши, к ослепительному покою и блеску водного серебра и голубизны с мутневшими в туманах берегов жемчужинами селений…»,  вспоминала Анастасия Цветаева.

И дальше: «А каштаны шумят, Леманское озеро блещет, остроконечные башенки купаются в солнце…».


Сёстры Цветаевы

 

Мы долго будем бродить по этому парку, всматриваясь в эти деревья…

 

Владимир Житомирский

222


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95