(интро)
(от моно к стерео)
(ничего личного — просто бизнес)
(от аналога — к цифре)
Должен сразу оговориться, что, будучи «всеядным» меломаном, готовым слушать лучшие композиции в любом жанре, будь то классика, дореволюционный эмигрантский романс, электропоп или тяжёлый рок, я обладаю весьма поверхностными познаниями о каждом жанре в отдельности. В то время как фанат, скажем, того же рока, наверняка презрительно ухмыльнётся в мой адрес, когда я сообщу, что буквально недавно открыл для себя группу из 1980-х The Cult.
Обложка пластинки Алёши Димитриевича
Поэтому я просто перечислю свои самые интересные находки на интернет-развалах оцифрованных записей, а вы уж решите для себя сами – являются они для вас раритетными или нет. Встретив что-то действительно для вас уникальное, вы после сможете сами без труда это отыскать в интернете, главное ведь знать точно, что искать.
Чтобы не запутаться, пойду в алфавитном порядке.
Польская рок-группа Czerwone gitary (Красные Гитары), 1970-е
Для всех советских людей эта группа стала известна в 1977 году после её выступления на музыкальном фестивале Интервидение в Сопоте с песнями «Niebo z moich stron» («Небо в моих краях») и «Nie spoczniemy» («Не успокоимся»). Последняя была очень популярна, это выступление очень часто показывали по советскому телевидению.
В коллекции три оцифрованных диска данной группы:
1968 – 3
1978 - Rote Gitarren
1979 - The Best
Группа «Аист», магнитоальбом «Таинственный остров», 1990 г
О данной группе мне ничего неизвестно, кроме состава: Костя Тихонов - слова, музыка, компьютеры, синтезаторы. С.Разумов - гитара. Звук: К.Кошлаков, В.Пестриков. Откуда эти парни родом и прочие подробности отсутствуют. Стиль – распространенная в то время отечественная попса с запоздалыми аранжировками и звуком давно отработанными другими группами ещё в середине 1980-х. Поэтому их композиция «Не слушаю я Ласковый май» говорит об отсутствии объективного взгляда на собственное творчество. Тем не менее, любители старины словят ностальгию, погрузившись в атмосферу ранних синтезаторов и дребезжащих ударников.
Группа «Акцент», магнитоальбом «Несёт Нас Ветер Перемен», 1982 г.
Отличная группа, нашумевшая в начале 1980-х и как-то быстро и незаслуженно ушедшая в тень других самобытных рок-групп того времени.
Она была создана студентами Московской государственной консерватории им.Гнесина. В ее состав вошли: Кирилл Покровский - клавишные, лидер вокал, саксофон; Александр Мясников - клавишные, вокал; Федор Васильев - бас-гитара, вокал; Федор Андреев - ударные. Группа играла хороший синтезаторный арт-рок и, несмотря на отсутствие гитар, делала хорошие аранжировки. Свой знаменитый первый и, как оказалось, последний альбом «Ветер перемен» группа «Акцент» записала в 1982 году за две ночи в клубе «Коммуна». Затем она распалась.
Александр Назаров, магнитоальбом «Верни Мне Прошлое, Скрипач», 1992 г.
Данный исполнитель известен как вокалист и аранжировщик групп «Интеграл», «Форвард», «Форум» и «Электроклуб». Но у него были и сольные проекты. Кто у кого перенял манеру исполнения – Александр Назаров у Александра Буйнова или наоборот – это неважно, главное альбом «Верни мне прошлое, скрипач» попал точно в 1990-е, и его можно назвать классическим для того периода времени. Этакая смесь кабацкой синтезаторной попсы и шансона.
Александр Розенбаум, магнитоальбомы «Памяти Аркадия Северного» 1982 г., «Александр Розенбаум и Братья Жемчужные» 1983 г.
Эти записи начала 1980-х в представлении не нуждаются. Одесско-еврейский блатной шансон с очень достойными текстами (имеется ввиду, что в них нет никакой пошлости и тем более мата) и с классической одесской аранжировкой плюс закос под казачьи народные песни, плюс дореволюционные белогвардейские романсы, плюс чисто авторские шедевры Александра Розенбаума, такие как «Глухари» - до сих пор производят неизгладимое впечатление. Никаких других современных аранжировок этого цикла песен точно не надо.
Алеша Димитриевич, 1960-70-е
Алексей Иванович Димитриевич (1913 – 1986) - русский певец цыганского происхождения, артист русской эмиграции. Вышедшие за рубежом его пластинки сохранили великолепные образцы кабацко-цыганской песни дореволюционного периода.
Группа «Альтаир», 1970-80-е
Появилась на свет в карельском Петрозаводске в далеком 1967 году. Начиная с 1970 года ансамбль собирал полные залы в клубах, где проходили молодежные вечера. Билеты на выступления продавались днем и раскупались за час. Концерты в петрозаводском Парке культуры и отдыха собирали тысячи зрителей.
Иногда парни брали неудачную песню какой-нибудь популярной группы и превращали её в хит за счет другой аранжировки. Например, группа «Ариэль» буквально убила своей занудной аранжировкой потенциальный шлягер «Все принцессы замуж вышли». Группа «Альтаир» вдохнула в него новую жизнь.
Группа «Динамик», магнитоальбомы «Динамик» 1982, «Возьми с собой» 1983
Легендарные альбомы начинающего Владимира Кузьмина, атрибут всех дискотек начала 1980-х. Песни «Спортлото», «Голос», «Кикимора», «Ещё вчера», «Пароход», «Сегодня в нашем клубе будут танцы» - уже неотъемлемая часть отечественной музыкальной биографии страны.
И раз уж затронули Владимира Кузьмина, то тут же стоит отметить группу «Карнавал» и её магнитоальбом «Супермен», 1981 г.
Группа «Капитан», магнитоальбом «Там За Холмом», 1988 г.
А эта группа Александра Рыбкина удивительным образом прошла мимо меня и стала недавно самым настоящим открытием. Да, это тоже обычная попса конца 1980-х, но очень достойного уровня. Полагаю, что не слышал этот альбом в момент его выхода потому, что аккурат в 1988 году служил в Пограничных войсках КГБ СССР. Композиции из данного альбома «Замок» и «Пройду один я мимо сельсовета» - безусловно заслуживают внимания меломанов.
Группа «Машина времени», магнитозаписи 1979-1981 гг
Казалось бы, записи этой группы к редким отнести очень сложно, но те самые первые её альбомы, которые сначала прошли через все магнитофоны граждан СССР, являются безусловными раритетами. Там именно то звучание, не причесанное студийной микшерной аппаратурой фирмы «Мелодия».
К подобной ностальгии стоит отнести ещё ряд раритетов, таких как магнитоальбомы: группы «Воскресение» 1981 года, группы «Форум» 1984, Михаила Муромова «Яблоки на снегу» 1987, Олега Газманова «Эскадрон» 1991
Группа «Мистерия-Буфф», магнитоальбом «Группа Мистерия-Буфф», 1986 г.
Эту рок-группу основал в 1979 году в Москве гитарист Борис Носачев. Участвовала в различных рок-фестивалях 1980-х. Наиболее известна их композиция «Счастье, где же ты».
Группа «Наутилус», магнитоальбомы 1984 и 1987 годов
Основана в 1983 году экс-участниками групп «Машина времени» и «Воскресение» Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом. Группа просуществовала недолго, но какие оставила песни! - «Дороги наши разошлись», «До свиданья, друг», «По дороге дней», «Люди могут летать» и, конечно, вечный «Баобаб».
Группа «Примус», магнитоальбом 1984 г.
В начале 1980-х столичный музыкант Александр Бондарь стал обладателем дефицитного комплекта самой новой западной электронной аппаратуры. С единомышленниками он начал записывать первые композиции. Новому коллективу музыканты дали название - «Примус», что означает с латыни «первый».
Через некоторое время к группе примкнул Юрий Лоза. Именно в этом составе музыканты записали легендарный альбом, где прозвучала впервые песня о «пятнадцатилетней девочке в баре».
Группа «Родник», магнитоальбом 1987 г.
Эту оцифрованную запись я искал очень долго, поскольку понятия не имел, кого именно следует искать. Была у меня катушка с концертом некой группы «Дискотека», но очень быстро выяснилось, что название неправильное, кто-то просто вывел на обложку название первой песни. А найти очень хотелось из-за безоговорочных хитов конца 1980-х «В небе радуги свет» и «Поздно».
Как это часто бывает, отыскал буквально наобум. Кто ищет – тот всегда найдёт!
... Как вы понимаете, продолжать можно долго. Группы «Седьмая модель», «Шоколад», «Зодчие», «Урфин Джюс», «Альфа», «Круиз», «Круг», первые эксперименты Сергея Минаева и т.д. – всё это сейчас можно найти в отличном оцифрованном качестве.
На мой взгляд, каких-то значимых открытий в своих поисках мне ждать уже не стоит, но опыт показывает, что прошлое порой преподносит сюрпризы и извлекает из своих глубин некогда весьма популярные, а ныне хорошо забытые шлягеры.
Поживём – послушаем!
Сергей Колобаев