Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мифы Фрибура (Часть 4)

Древо в честь «швейцарского Бородино»

Читать Часть 1: «Ров жареной картошки» и метамеханика Тэнгли

Читать Часть 2: Городские фонтаны как зеркало эпохи

Читать Часть 3: Чем отличаются местные сказки от русских

 

 

Если помните, у нас завязалась беседа с нашим нечаянным, но таким замечательным новым знакомым – славистом и любителем преданий Георгом.

 

Он между тем, как я понял, был намерен поделиться еще какими-то фрибурскими сказами.

И я не ошибся:

А еще есть история жившей здесь в древности ведьмы по имени Катильон. Она сбивала с толку людей верующих и строила им всяческие козни. Но кончила плохо – на костре. Или вот про Чёртов мост через нашу Сарин можно вспомнить.

Этого я уже не мог перенести:

Как, во Фрибуре?! Да я в свое время полдня провел подле Чёртова моста в кантоне Ури, возле селения Андерматт, в сотнях километров отсюда. Давайте, Георг, я вам расскажу тамошнюю байку, и мы сравним ее со здешней. Идет?

Заручившись согласием собеседника, я вкратце изложил услышанное в Ури вместе со впечатлениями от увиденного.

…Местным жителям долгое время не удавалось построить каменный мост через грохочущую валунами горную реку Ройс. Всякий раз ревущий поток рушил устои. С усмешкой наблюдавший за этим чёрт предложил свою помощь в обмен на душу первого, кто пересечёт готовый мост.

Договор был заключен. И словно по мановению волшебной палочки возник мост. А «заказчики» пустили по нему… козлёнка. Чёрт, чертыхаясь, если так можно выразиться, убрался восвояси.

А в память об этом на скале и сегодня можно видеть портреты «героев» – чёрта и козлёнка.


Память об историческом Чёртовом мосте

Переходя от предания к реальности, я решил добавить: изначальный Чёртов мост, возникший в конце XVI века, просуществовал до 1888 года, когда от времени и усилий бушующего Ройса рухнул, но заблаговременно, ввиду его ветхости еще в 1830 году рядом, однако уже без помощи нечистой силы был возведён более прочный, горбатый, существующий и поныне и тоже названный «чёртовым» мост.

Туристы обычно полагают, что это тот, сработанный лукавым.

А в середине 50-х минувшего века построили прекрасный автобан, который некоторые тоже именуют «чёртовым». Он возвышается над прежним, но и сюда долетали мелкие брызги от бушующего Ройса, когда я на него поднялся...


Вместо ушедшего в небытие Чёртова моста

В принципе, байка очень похожа на наше предание, заметил Георг, с улыбкой добавив, что особенно ему как слависту понравилось, что «чёрт чертыхнулся».

Но есть и небольшое отличие, добавил он. Договор с дьяволом со стороны жителей Фрибура заключает конкретно наместник императора – фогт.

И он же дурит чудо-строителя, ожидающего свою добычу по ту сторону реки Сарин: выпускает на мост принесенную в одном мешке мышку, которая устремляется на другую сторону, а из второго мешка извлекает кота, который бросается вслед за ней.

Мышка ныряет в расселину, а дьявол в облике щегольски одетого молодого человека в шляпе с пером вынужден довольствоваться котом.

Хотя и тут не обошлось без темы жизненной важности веры. В отместку за обман дьявол схватил гигантский камень, чтобы метнуть его с высоты и разрушить мост. Но принужден был остановиться: по мосту шла процессия местных жителей с крестами и хоругвями, громогласно обращавших молитвы к Спасителю взять мост под свою сень.

И против этого сатана ничего сделать не смог.


Чёрт из здешних сказок проник на швейцарскую марку

«Между прочим, Георг, я заметил, что, в здешних сказках, скорее преданиях, обозначаются привязки к конкретным местам, имена, порой и фамилии героев», – продолжил я.

Прежде чем ответить, собеседник, как и раньше, когда немного задумывался, сделал гримаску: чуть вытянул вперед губы и втянул щеки.

После этого произнес:

Действительно, во многих случаях речь идет о неких вроде как существовавших в конкретных местах персонажах. Ну, а в русских сказках разве не говорится, что богатырь Илья – из-под Мурома? А Добрыня Никитич – вообще реальная фигура – новгородский князь Добрыня, из династических соображений взявший в жены шведскую принцессу. Впрочем, вам, должно быть, это и так известно…

На этом наш замечательный и неожиданный знакомец откланялся – дела.

Правда, перед уходом, обернувшись, заметил:

Вы сегодня уже наверняка многократно из разных мест в городе рассматривали Собор Святого Николая. А знаете, что об этом сказал наш славный Тэнгли? “Великолепнее места для готического храма изобрести невозможно”. И ведь нельзя с ним не согласиться, правда?

Нельзя, конечно, заверили мы.

И, провожая взглядами, удаляющегося Георга, еще раз полюбовались стройным и величественным сооружением.

И хотя издали уже был не различим венец изящных башенок-пинаклей с наростами-краббами, абрис храма все так же величественно доминировал над окружающими старинными домами.


Собор св. Николая доминирует над окружающими строениями

Если мнение прославленного «фонтанного» скульптора не было мне известно, то об отношении к Фрибуру англичанина Джона Рёскина читать доводилось.

Выдающийся мыслитель и историк искусства, писатель и поэт, живший в XIX веке, он был и талантливым художником. На протяжении многих лет неоднократно приезжал в полюбившийся ему Фрибур, создав серию акварелей с видами старого города.

При этом обычно выбирал верхние точки, с которых особенно выигрышно смотрелись живописные средневековые укрепления. Его влекло то, что, как он писал в своих заметках, город «в значительной мере сохранил тот облик, который имел в XIV и XV веках».

Художник подчеркивал, что это «единственный сохранившийся крупный средневековый город, расположившийся на горах».


Джон Рёскин. Городской ландшафт

Свою привязанность к Фрибуру Джон Рёскин объяснял с присущим ему изяществом:

Нередко куда более трогательны те городские пейзажи, которые таят некие скрытые обещания чего-то больше видимого вами, нежели те, что лишь используют красоты, подаренные им природой… Не знаю места, призванного более сильно подстегивать уносящееся вдаль воображение, чем городской ландшафт Фрибура…


Влюбленный во Фрибур мыслитель и художник Джон Рёскин

Мы пока не прощаемся с этим городом. Зайдем в местный Нотр-Дам – базилику XII века, возведенную еще в строгом романском стиле, позднее, правда, частично перестроенную.

Подойдем к площади, где расположена ратуша: три этажа, поздняя готика, восьмигранная башня, эркер. Подле нее растет высокое и развесистое дерево. У него есть собственное имя – «Муртенская липа».


«Муртенская липа»

Выросло оно из ветви, которую (видимо, в отсутствие по очевидным причинам пальмовой или оливковой – как символов мира) принес гонец вместе с радостной вестью о победе конфедератов над иноземным войском бургундского герцога Карла Смелого в битве при Муртене.

Битву эту здесь называют

«швейцарским Бородино».

Почти два десятка километров гонец бежал не останавливаясь, и сердце его не выдержало. Из ветви, что он принес, выросло дерево, названное по имени города славной виктории.

Наблюдательный человек удивится стройности дерева, посаженного аж в 1476 году. И в своем недоумении будет прав.

Липа действительно немножко липовая. Историческое дерево скончалось, причем в весьма в преклонном возрасте – в 1981 году.

Нынешнее же – его «отпрыск», но тоже «Муртенская липа», произросшая из ветки прежнего.

Изначальное древо не без труда разглядел поэт Василий Жуковский, побывавший во Фрибуре в 1821 году. Из-за того, что, по его словам, «глаза разболелись от зноя», он не смог «порядочно осмотреть» город, но кафедральную церковь и историческое дерево все же разглядел.

И ещё он в Швейцарии много размышлял.


Швейцария дала Жуковскому пищу для размышлений

Окончание следует

Владимир Житомирский

473


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95