В древнейшие времена от характера новости зачастую зависела судьба вестника: хорошая – помилуют, плохая – убьют. Геродот рассказывал о Филиппиде, прибежавшем сообщить соотечественникам о победе. Прибежал – сказал – умер: за пару дней он преодолел бегом более 250 километров. Вот это – по-древнегречески!
Прошло уже три тысячи лет, и способы доставки значительно изменились. Не обязательно бежать – можно ехать; умирать тоже совсем не обязательно. Но способы доставки – не сама доставка, потому как суть остаётся прежней. И проблемы, могущие встать на пути у стремительно идущего письма или посылки из Китая, остались прежними.
Наше прекрасное отделение «Почты России» на прекрасной улице Шверника незаметно с дороги: нужно идти во дворы. Внутренность – старо-советская: деревянная лестница, большой холл, пустующее помещение со старыми металлическими буквами «Телефон и телеграф». Стены стары, а техника нова: выдающий талоны в очередь автомат стоит в углу, часто ломается и не хочет печатать бумажку на получение письма/бандероли. Вдруг воздух и стены сокрушаются компьютерным голосом: «Талон. Номер. 46. Подойдите. К окну. Номер. 4». Торопиться некуда – и не к кому.
– Здравствуйте, мне бы посылку получить, вот извещение.
– Здрасьте. Почему так поздно пришли, написано же в нём, что месяц назад всё пришло?!
– Так само извещение принесли лишь позавчера...
– Ничего не знаю. Вечно именно в вашем здании никто никогда не приносит вовремя!
– Я же не виноват, извините.
Уходит. Возвращается. Прошло две минуты.
– Нет вашей посылки, ушла она – месяц прошёл.
– Правда? Но какая моя-то вина в том, что не принесли извещение?
– Не надо повышать тон. Вечно вы, студенты, орёте. Русским языком повторяю, уехала посылка – нету! Всё, опоздали.
– Ну как же так, извините, пожалуйста, посмотрите ещё. Вдруг не отправили обратно.
– Нет!
– Пожалуйста...
Ненавистный взгляд из-под старых очков на верёвочке. Мгновение. Встаёт, уходит, возвращается с посылкой.
– Берите.
– Спасибо, спасибо, спасибо!!!
И ответом ему было лишь молчание, как писал об отце Игнатии Леонид Андреев. На нашей почте часто бывают разногласия между персоналом и клиентами: кажется, что работники заранее оскорблены посещением и не намерены поддаваться в обороне. Я был свидетелем, как недовольный посетитель, обнаруживший в посылке большой недовес, стал вежливо спрашивать работника, а та в ответ – фактическим благим матом. Зачем, почему она так разговаривала – мужчине понятно не было, но он самообладание не терял. Может, у женщины дома проблемы? Вот он и не ругался в ответ.
Почта, вероятно, место не самое любимое вследствие подобных случаев. Нужно долго ждать очереди – раз; ждать, пока принесут посылку, – два; попросить, чтоб поискали получше, – три. Лишь тогда, обрадовавшись, можно спокойно уходить, при этом не замечая грустных лиц тех, кто ещё только присоединился к этому дантовскому циклу.
А можно конверт с марками? Только в том окне продают, понял... А можно ручку? Нету, ясно... А какой индекс? Нет, спасибо, не хочу оформить карту «Пятёрочки»...
Совсем не хочется, чтобы почтамт становился министерством плохих новостей – местом, где вне зависимости от содержания посылки или письма гарантировано лишь негативное настроение. Очень не хочется, чтобы работники грубили или ленились вставать со стульев. Да, всё понимаем, у всех проблем хватает... Но не переживайте – всё рано или поздно наладится. И у посетителей, и у работников – вероятно, только за пределами почтамта. Внутри него – отношения сложные. Да и...
«Жизнь и так слишком сложная: надо ходить в магазин и на почту», – полусерьёзно-полушутя заявляется в одной из песен группы «Макулатура».
Несоизмеримо, как по мне.
Борис Поженин