Московскому педагогическому государственному университету – 145 лет. О выдающемся прошлом этого вуза можно рассказывать долго, однако есть в его истории уникальная черта из времён не таких далёких – МПГУ внёс особый вклад в отечественную поэзию и авторскую песню. Трудно или даже невозможно объяснить логически, почему столько выпускников МПГУ стали известными бардами и стихотворцами, но определённо стоит отметить особую творческую атмосферу университета.
В памяти причастных к МПГУ – выдающиеся филологи Алексей Веселовский, Алексей Лосев, Александр Реформатский, Василий Голубков, именно они и взращивали студенческие таланты. Прежде всего стоит отметить творчество выпускников филологического (ранее историко-филологического) факультета – «московских бардов», создателей «авторской песни»: Юрия Визбора, Юрия Ряшенцева, Ады Якушевой, Юлия Кима и других. Их отрочество выпало на годы восстановления страны после Великой Отечественной войны (время, по-своему героическое и пронизанное энтузиазмом), их юность пришлась на «оттепель». Влияние эпохи проявилось в стихах и песнях отрицанием казёнщины, утверждением гуманистических идеалов. Для их творчества характерен социальный оптимизм, доверительность интонации, прославление студенческого братства, любви, но ещё – осознание масштаба миссии учителя, призванного страной к общественному служению.
Такова песня «Мирно засыпает родная страна» (Ю. Визбор, Ю. Ряшенцев, В. Красновский). Её горячо встретили первые слушатели. Она и сегодня исполняется студентами и преподавателями с необыкновенным воодушевлением – теперь это гимн МПГУ.
Огромен вклад поэтов-песенников нашего вуза в особенно востребованную словесно-музыкальную культуру. Кто не помнит «Милая моя, солнышко лесное» или «Вечер бродит по лесным дорожкам»? При этом не все связывают их с именами Юрия Визбора и Ады Якушевой.
Кто не знает слов песен из фильмов «Бумбараш», «Обыкновенное чудо» (Юлий Ким) или из сериала «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Гардемарины, вперёд!» (Юрий Ряшенцев)? В последние десятилетия этими поэтами создавались тексты и либретто для мюзиклов, музыкальных фильмов, рок-опер, они сотрудничали с композиторами Геннадием Гладковым, Владимиром Дашкевичем, Алексеем Рыбниковым, Максимом Дунаевским, Виктором Лебедевым, Романом Игнатьевым, Эдуардом Артемьевым.
Нельзя не сказать ещё о двух выдающихся литераторах, чьё творчество связано с нашим университетом.
Николай Глазков поступил в МГПИ в 1938 году, а уже в 1939-м вместе с Юлианом Долгиным заявил о создании поэтического течения «небывализм», в поставангардной стилистике выпустил два машинописных альманаха, – и был в 1940 году исключён из института. Факт остаётся фактом. Но именно учёба в МГПИ помогла Глазкову состояться как поэту, здесь же он обрёл друга, талантливого поэта и в будущем видного литературоведа, одного из нравственных «столпов» филфака Алексея Терновского. С 1941 по 1946 год в судьбе Глазкова был Литературный институт, позже – книги стихов, роли в фильмах, тексты песен к ним («Песня о птицах» Александра Градского из «Романса о влюблённых» Андрона Кончаловского).
Даже бытовая деталь превращалась у Глазкова в философское, порой скептическое высказывание: о природе вещей, жизни и смерти, о достоинстве, свободе и любви («На стадионе», «Новгородская грамота», «Размышленья», «Как следует писать стихи»).
Его влекла русская история, накрепко связанная с современностью, и осмысленная трагииронически. Достаточно вспомнить стихотворение «Полотно. Ермак. Татары» или известное четверостишие:
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
Неслучайно проникновенной и запоминающейся среди творческих ипостасей Николая Глазкова оказалась роль «летающего мужика» в фильме Арсения Тарковского «Андрей Рублёв».
Московский педагогический чтит и замечательного детского писателя Юрия Коваля. Поступив в 1955 году на факультет русского языка и литературы, он в 1960-м окончил уже историко-филологический. Сотворчество с С. Яковенко, М. Херсонским, Л. Мезиновым (с которым на студенческой скамье начинал свою главную, по его словам, книгу «Суер-Выер»). А позже – самостоятельное плавание по волнам детской литературы: повести «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов», сказки и рассказы… В конце 1970-х по произведениям Коваля снимают два фильма – «Недопёсок Наполеон III» и «Пограничный пёс Алый», в обоих за кадром звучат его песни. Признание, премии и… приостановка тиражей – много всего было на творческом пути этого бесконечно талантливого человека. В том числе – дружба с выдающейся художницей, книжным графиком Татьяной Мавриной, с поэтом Арсением Тарковским.
Мы гордимся всеми теми нашими выпускниками, кто влиял и влияет на нашу отечественную культуру. Театральный режиссёр Пётр Фоменко и радиожурналист Максим Кусургашев. Литературоведы Николай Прокофьев, Всеволод Сурганов, Степан Шешуков, Валентин Коровин. Романист Михаил Шишкин и философ-публицист, исследователь Татьяна Касаткина.
Точно высказался о нашей альма-матер Юрий Ряшенцев:
В зал этот новая юность войдёт,
Но будет видна в ней та же порода…
Елена Чернышова,
доктор филологических наук, профессор МПГУ