8–9 января на въезде в Москву вдоль обочины Горьковского шоссе встали с проколотыми колесами десятки автомобилей: неизвестные лица разбросали по проезжей части заточенные металлические предметы.
Это далеко не первый случай диверсий против автомобилистов без видимых причин: в разных районах Москвы в последние месяцы усилились акты вандализма без внятной причины. Возможно, предполагают психологи, это непредвиденные последствия пропаганды безавтомобильного образа жизни, ведущейся в столице.
Множество сообщений о массовом проколе шин в Балашихе (трасса М7 в сторону Москвы) появилось в социальных сетях 8 января. Это день, когда по-праздничному полупустые дороги сменились пробками, — москвичи возвращались с каникул. На обочине трассы скопилось более 50 автомобилей, пострадавших от вандализма.
— Это точно не ямы, — утверждает один из пострадавших. — Сначала был звук, как будто в протектор попал камень, метров через 100 это «что-то» выскочило, ударившись о подкрылок. Ну и всё, колесо на ободах.
Полиция приняла от пострадавших соответствующие заявления, ведутся проверки. Пока же удалось лишь исключить версию случайности: некоторым автомобилистам удалось вытащить из колеса «поражающие элементы» — заточенные металлические уголки. Так что не только о дорожных неисправностях, но и о перевернувшемся грузовике с гвоздями говорить не приходится: умысел налицо.
Ответственность за диверсию, конечно, напрямую никто не взял, но в обсуждениях происшествия в соцсетях попадаются сотни комментариев, недвусмысленно реконструирующих логику тех, кто это сделал. «Водятлов покормили железным пшеном», — радуется (действительно радуется, комментарий снабжен вполне откровенными смайликами) один из пользователей. «Ну рассыпали и рассыпали, чего бухтеть-то? Ездите на электричке, у нее колеса железные!» — пишет еще один комментатор. Из интересного (опускаем то, что не может появиться в СМИ по закону): предложения запретить автомобили дешевле 10 лямов, на существующие — ввести налог в соточку в год (100 000 рублей, очевидно). «Каждый нищеброд теперь может купить себе кредитопомойку и создавать пробки с ее помощью, — гласит один из самых откровенных и многословных комментариев. — Пусть нормальные люди ездят на автобусе с газеткой в руках».
— В поселке Зеленый и Купавне, как раз перед Балашихой в сторону Москвы, это далеко не первый случай, — рассказал житель Подмосковья и постоянный пользователь трассы М7 Алексей Егорычев. — Делают это обычно сами жители: там сейчас глобальная стройка, расширяют трассу, люди в частном секторе просто звереют и рассыпают всякую дрянь по обочине.
Действительно, автомобильные форумы и социальные сети показывают, что подобный некрасивый, но действенный метод практиковали давно. Новое здесь то, что в 2022 году этот метод, похоже, распространился на всю проезжую часть: о проколе колеса сообщили даже люди, ехавшие 8 января по левой полосе Горьковки.
Примерно таким же образом в 2021 году в Москву пришло новое явление — бессмысленный, с экономической точки зрения, автовандализм. Как рассказали «МК» сотрудники УМВД по СЗАО, злоумышленники (чаще всего, но не всегда, их удается вычислить по записям камер видеонаблюдения) могут за одну ночь «обработать» десятки автомобилей: выламывают легкодоступные элементы (например, фароочистители, «дворники»), причем делается это таким способом, который исключает дальнейшую перепродажу запчастей. Ущерб ради ущерба.
— С одной стороны, повреждение (вплоть до сожжения) автомобилей, объектов чужой собственности, находящихся на улице в доступности для прохожих, — это непременный признак любых уличных беспорядков, достаточно вспомнить Париж середины 2000-х, новейшие события в Казахстане или погромы в Москве в 2002 году, — рассказывает автодилер Александр Власов. — С другой стороны, возникает вопрос: почему именно автомобили, а не, например, витрины магазинов? Возможно, потому что агитация против личного автомобиля как такового, которая сейчас является стандартом современного урбанизма, делает машины «законной добычей» для погромщиков, виктимизирует автомобилистов. В плотно застроенном мегаполисе война всех против всех практически неизбежна, но большинство социальных групп дискурсивно защищено от критики. Невозможно критиковать матерей с детьми, пожилых людей, инвалидов, подростков — их интересы входят в круг легитимных.
Автомобилисты, по мнению эксперта, очень многочисленная и пока еще достаточно влиятельная социальная группа, но ее интересы защищать публично практически возможно: в доминирующем дискурсе автовладельцы не имеют права на защиту своих интересов в городе. Очевидно, что этот подход весьма удобен властям: именно так удается минимизировать общественное сопротивление ужесточающейся транспортной политике. Но, похоже, у агитации против автомобилей есть и криминальные последствия.
Антон Размахнин