Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Невеселая карусель

Проблемы одной конкретно взятой студии свидетельствуют о системном нездоровье всей российской авторской анимации

Для того, чтобы создать общий фон для статьи о проблемах анимационной студии, стоящей на балансе государства, достаточно вспомнить, что в государственном бюджете 2016 года культуре отведено 0,6% общей суммы.

Дмитрий Городецкий, редактор 1001.ru

Варварство менеджмента

Недавно объявили об уходе очередного директора — Андрея Добрунова, одного из создателей студии «Анимакорд» («Маша и медведь») и «Да-Студии» (в производстве «Сергий Радонежский» и «Суворов»). Два года назад Добрунова представил сам министр Мединский, отметив, что основным фактором при выборе «данной кандидатуры» была «большая история успеха» продюсера Добрунова. О причинах его внезапного исчезновения со студии «по собственному желанию» говорят туманно, намекая, что связано оно с «некими финансовыми нарушениями».

А ведь уже казалось, что у многострадальной студии появился шанс выбраться из многолетнего кризиса. Деятельно работает одно из двух творческих объединений студии под руководством режиссера Михаила Алдашина, привлекшего к работе ярких, в основном молодых, авторов. Создан худсовет. Среди призеров недавнего Суздальского смотра — отличные фильмы «Питон и сторож», «Морошка», «Мама-цапля», «Песенка о лете» Алексеева. Вновь запущен конвейер «Веселой карусели».

Но в преддверии очередного юбилея студию вновь колотит лихорадка неизвестности. Новое руководство пригласило на встречу старейшин анимации (среди которых были Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Леонид Носырев, Михаил Липскеров, Станислав Соколов) на разговор о проблемах и перспективах. Если коротко, проблем много. Перспективы — неопределенные. Но настроение у руководства в лице врио директора Глеба Давыдова оптимистичное. О нем известно немного. До его назначения на должность замдиректора студии был, по его словам, помощником министра, но журналисты называют Давыдова «доверенным лицом» Владимира Мединского по бизнесу.

На совещании режиссер Андрей Хржановский пристально вглядывался в лицо нового начальника: вроде бы они виделись раньше… Хржановский признался, что за последние 17 лет разучился различать «начальственные лица», у него ощущение абсолютного дежавю. Ведь при представлении Давыдов слово в слово говорил то же, что и Валерий Бакаев, назначенный два года назад, и спешно сменивший его Добрунов…

И груз проблем и скандалов тоже не сильно меняется.

К примеру, продолжается неразбериха с авторскими правами. Оказывается, обязательные 20% со всех доходов студии, которые должны по закону отправляться в авторские кошельки, отправлялись… «Куда утекли более 102 миллионов рублей в прошлом году? — интересовался на сходе старейшин драматург Михаил Липскеров. — На нехилые зарплаты номенклатуре? На производство?»

«Вас грабят, а вы молчите!» — возмущался Владимир Путин в канун прошлого, 75-летнего юбилея. Он тогда душевно поговорил с мастерами, велел распустить грабительскую «Объединенную киноколлекцию», восстановив систему отчислений авторам советских мультфильмов, построить всероссийский Дом анимации, «оказать оперативную помощь «Союзмультфильму». И вот студия должна получить новый адрес. Но даже после капитального ремонта помещение на улице Академика Королёва оказалось непригодным для кинопроизводства. Необходима реконструкция здания с подведением серьезных мощностей. Вроде средства уже выделены, но как они будут осваиваться — время покажет.

Очевидно, что в ситуации системного кризиса государство мечтает избавиться от обременительного груза госстудий, и только сопротивление кинематографистов удерживает «Ленфильм» и «Союзмультфильм» от приватизации… Говорят, в 2011-м, благодаря встрече с Путиным, практически акционированную студию «СМФ» вычеркнули из общего списка.

Врио Давыдов поддерживает идею государственной студии: «Но если будет приказ сверху, придется его выполнять, а несогласные будут вынуждены уйти со студии». Он говорит и о том, что проблемы копятся и внутри самой студии, жалуется на раздутый административный аппарат: из 70 сотрудников — 35—40 управленцев…

Вопросы клубятся в опасной для жизни студии концентрации. Приватизация чего? Здания? Производства? Коллекции, которую постоянно хотят умыкнуть изворотливые менеджеры? Кто и с какими целями будет «осваивать» 6 тысяч метров на улице Королёва? Какой штат? Какой менеджмент? Что будет с Домом анимации? И что станет со старым, намоленным поколениями мультипликаторов зданием на Долгоруковской? Какова судьба курсов, которые организовали на студии, несмотря на все сложности? Будет ли коллекция принадлежать студии? Кто и как будет проверять отчетность авторских отчислений? Вопросы роятся… и упираются в сплошные тупики.

Всемирно известные мастера обескуражены: каждый раз ситуация возвращается в мертвую точку.

Юрий Норштейн, как обычно, размышляет о трагедии разорванности связи времен: «Оставьте студию лет на пять в покое! Дайте ей возможность встать на ноги и развиваться. Это дело медленное. Смотрите, курсы только возникли, еще несовершенные, но без курсов у студии вряд ли есть будущее». Ведь в 2011-м, когда появился реальный шанс на развитие, была определена главная задача «Союзмультфильма» — воспитание нового поколения аниматоров. Студия должна была превратиться в «фабрику людей».

Куда идем мы с Пятачком?

Дело в том, что проблемы «Союзмультфильма» касаются всех студий, занимающихся некоммерческой анимацией. Это сериалы и полные метры создают реноме нашей мультипликации как одной из самых успешных сфер экономики. Но речь сейчас идет об искусстве анимации. Без которого в будущем не будет никаких полных метров и победительных сериалов.

Авторская анимация существуют в основном на деньги государства. И всецело зависит от его политики. Минкультом дотируются отдельные фильмы по рекомендациям экспертного жюри, состав которого в анимационной среде вызывает массу вопросов. Не говоря о том, что половину «экспертов» составляют чиновники министерства. Возможно, поэтому жюри может не дать денег на проект Константину Бронзиту (дважды оскаровскому номинанту). В результате «плодотворной» работы имеем поток средних фильмов, похожих на сериальную продукцию. Кстати, о сериалах. Если на этапе запуска им необходима поддержка, то зачем, скажите мне, поддерживать уже раскрученный, хорошо продаваемый сериал? По сути, это финансовая поддержка богатеньких телеканалов.

Число авторских фильмов сокращается до критического. Под угрозой закрытия одна из лучших студий — «Анимос», наследница «Союзмультфильма». Много лет здесь делали рукотворную анимацию, качественные экранизации произведений Гоголя, Пушкина, Чехова, Коваля. Но проектов становилось все меньше. А студии и существуют в основном на средства, сэкономленные на производстве. Аренда, зарплата, коммуналка… За два года анимосовцы были вынуждены трижды переезжать… Сейчас студия вообще отказалась от помещения: ждут, сколько проектов будет профинансировано в этом году. Оставили лишь звукоцех.

Школе-студии «ШАР» из запрошенных на шесть проектов средств дали на два. Как может существовать студийный организм, если у него денег — на производство пары короткометражных фильмов? Едва сводит концы с концами «Кристмас Филмз», всемирно известная экранизациями шекспировских произведений, классических опер. Одна из самых «призовых» анимационных студий — «Пчела» — получила финансирование на 23 минут анимации. Студия может потерять кукольный павильон, а значит, практически будет уничтожено кукольное производство. Гарри Бардин для новых фильмов ищет деньги на краудфандинге.

Хорошо бы Министерству культуры определиться, какого рода кино поддерживать. Оригинальные идеи, сильных авторов, талантливых дебютантов или финансово подпитывать крепкую серость?

Будущее наших многочисленных маленьких студий неопределенно. Ведутся разговоры об объединении ряда студий под крышей гипотетического «Анимационного дома». Но этого опасаются руководители студий: объединение может нивелировать уникальность, разнообразность авторских поисков, окончательно «размоются» и так небольшие средства. Да и выдержит ли реорганизацию хрупкий, чахлый студийный организм? В том числе и «Союзмультфильм», ослабленный многолетними мытарствами, внутренним раздраем, но главное — чехардой руководства. Когда директоры сменяют друг друга, как близнецы Куропеев—Муравеев из володинского «Назначения».

Грядет 80-летие «Союзмультфильма». С наступающим днем рождения, легендарная студия! Дай Бог Золотым антилопам и Винни-Пухам пережить очередной юбилей!

Лариса Малюкова

Источник

581


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95