В 2008 году учёные выяснили, что картина «Терзания святого Антония», авторство которой до того приписывалось флорентийскому художнику Доменико Гирландайо, была написана его учеником — Микеланджело Буонарроти, который только начинал свой путь в искусстве и которому на тот момент было 12-13 лет!
«Терзания святого Антония», Микеланджело Буонарроти.
Любопытно и другое обстоятельство, связанное с этим произведением искусства. В нем совсем ещё юный Микеланджело копирует позднеготическую гравюру известного мастера Мартина Шонгауэра, одного из лучших гравёров раннего Возрождения. Он добавляет цвета и совершенствует фон.
— Талантливый мальчик. Дорисовал за ленивым дядей, — скажете вы.
Трудно спорить, у Микеланджело, конечно, репутация гения, но всё-таки 12 лет, первые шаги в искусстве... Меня, признаться, это поражает. Речь идёт об ученике, даже не о подмастерье. Он только начал заниматься живописью, у него почти нет профессиональных навыков, опыта, знаний, ведь до того Микеланджело, направляемый волей состоятельных родителей, пытался изучать финансы.
Всё это, если задуматься, больше похоже на фантастику или... Или на желание взвинтить на картину цену, что, кстати, удалось.
«Терзания святого Антония», Мартин Шонгауэр.
Оказывается, Метрополитен-музей купил эту картину, атрибутированную как произведение мастерской Доменико Гирландайо, за 2 млн долларов (работа самого Доменико обошлась бы дороже), затем «случилось открытие», а картина была продана за неназванную сумму, но по оценкам экспертов не меньше 6 млн долларов, Художественному музею Кимбелла.
Любопытно. Какое удобное и, главное, прибыльное открытие. Выходит, что музей с мировым именем приобретает картину мастерской одного из известных, но второстепенных авторов Эпохи Возрождения, в мастерской которого когда-то учился будущий гений, затем нанятые им эксперты внимательнейшим образом изучают работу, «находят» у Джорджо Вазари упоминание этой работы в списке произведений Буонарроти, и, следите за руками, перед нами появляется самый ранний, да что там — первый шедевр Микеланджело.
Возраст и уровень мастерства автора на момент создания «Терзаний» никого не смущает. И правильно, эксперты сказали, значит так и есть. Вы же не спорите со своим стоматологом, вот и тут не стоит, тем более, что на кону серьёзные деньги, драгоценные репутации, которым ещё предстоит достать из небытия не один шедевр. Так что не смущаемся, и в меру своих скромных интеллектуальных возможностей начинаем медленно, но верно осознавать, что перед нами не просто работа Божественного Микеланджело, но и самая дорогая картина, когда-либо написанная ребёнком. Так-то. Музей Кимбеллы можно смело поздравить с ценным приобретением. И, главное, никакого мошенства.
Тот, кто спланировал и провернул эту операцию, — настоящий мастер, эксперт не только в искусстве, но и в делании денег. Как говорил Хоботов: «Это жизнь. Один завоёвывает кубки, другой — гравирует на них его имя».
Евгений Большаков