Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Первые учебные трудности

Почему они возникают и как помочь ребенку их преодолеть

Учеба — нелегкий труд. А для ученика младшей школы, особенно первоклассника, сложности возрастают вдвое. Ведь он учится не только премудростям арифметики или правописания, чтения или пересказа, он еще и учится учиться. Приемы учебной деятельности у малыша только начали формироваться, они находятся на этапе становления, который вполне завершится лишь к концу начальной школы. Те или иные сложности неизбежно встречаются малышу на этом пути, поэтому важно помочь ребенку, поддержать его веру в собственные силы.

Замечательная норма для возраста младшей школы — это желание учиться, желание быть школьником, желание быть хорошим. Но если один раз, и другой, и третий что-то не получается, и как-то даже непонятно почему, — ведь старался, честно! — то ребенок может разувериться и в себе, и в учебе. А если у родителей сгоряча вырвутся обидные слова: «Ну какой ты бестолковый... неумеха... неловкий... невнимательный... безответственный...» — то ситуация еще больше осложнится.

Психолог Оксана Истратова, специалист по проблемам младшего школьного возраста, предупреждает об угрозе «порочного круга», в который могут завести постоянные неудачи: одна ведет за собой другую, другая — третью, они усиливаются, и на горизонте возникает страшный призрак — стойкая неуспеваемость. Но ребенку, убеждена Оксана Истратова, всегда можно помочь и сделать так, чтобы единичное затруднение было с успехом преодолено и не потянуло за собой новые.

Какие же они, типичные затруднения, которые в той или иной степени проявляются почти у каждого начинающего ученика?

Прежде всего это трудности, связанные с тем, что овладение собственной памятью и вниманием у ребенка далеко не закончено. В младшем школьном возрасте и память, и внимание ученика серьезно изменяются, становясь «произвольными», то есть регулируемыми. Это значит, что ребенок теперь способен понять и запомнить не только то, что само в глаза бросилось, чем-то поразило, «зацепило», а и то, что нужно и важно. А что нужно и важно? В психологии выделяются такие приемы организации запоминаемого материала, как структурирование, классификация, схематизация, группировка, установление связей и аналогий и многие другие. Для младшего школьника все эти премудрости можно обобщить так: выделение главного и усвоение последовательности.

Выделить главное — этому ребенок научится далеко не сразу. Трудности на пути обретения этого умения отчетливо видны при выполнении заданий на пересказ текста. Типичная особенность младшего школьного возраста в том, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. То есть и подробный нелегко, по правде говоря, но рассказать кратко — это не просто пересказать, а еще и выделить главное, отделить его от многочисленных подробностей и не столь существенных деталей. Именно этого дети еще не умеют, именно этому должны научиться.

Чем это неумение опасно для дальнейшей успеваемости? Тем, что приводит к отказу от активной мыслительной деятельности и ученики начинают использовать неправильные, неудобные, нецелесообразные приемы работы с учебными заданиями. В психологии такие приемы называются «неадекватные обходные пути». Это прежде всего пресловутая зубрежка. С памятью-то все может быть в порядке, маленький зубрила способен отбарабанить текст наизусть, дословно, но сразу выясняется, что ни на один вопрос по тексту ответить он не способен. А это значит, что материал не усвоен. Если же у ребенка существуют трудности с памятью и заучивание длинных кусков бессмысленного текста (раз не понят — значит, бессмысленный!) проблематично, то получается совсем беда.

Распознать, что трудности малыша связаны с неумением выделять главное, не так уж трудно. И потренироваться в этом умении достаточно просто. Тут помогут и любимый мультфильм, и знакомая сказка. Если родители попросят ребенка пересказать их коротко, но так, чтоб было понятно, то ребенку будет интересно, а при уточняющих вопросах он с каждым разом будет все лучше справляться с пересказом. Постепенно может возникнуть семейная интеллектуальная игра — «О чем это? Что здесь, по-твоему, главное?». Эта «игра» — а на самом деле активное осмысление — по-настоящему увлекательное и сложное дело. От простейшего и очевидного можно вместе с ребенком взлететь до больших высот, которые годами и даже столетиями захватывают многих и многих. Что главное в сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку — не так уж трудно ответить и вряд ли тут возникнут споры. А попробуйте сказать, что главное в «Гамлете» и о чем эта трагедия...

Специфика развития произвольного внимания приводит к такой типичной трудности, как постоянные ошибки при письме. Если ребенок не понял, не усвоил правило и делает на это правило ошибку, тогда все понятно: правило нужно знать. Но дело в том, что ошибки могут повторяться даже в том случае, если ребенок правило знает, понимает, понял, может уверенно объяснить. Нередко вместе с ошибками на хорошо усвоенное правило появляются и случайные пропуски букв при письме, то есть проблема не в незнании-непонимании, а в недостаточной концентрации внимания, в том, что произвольный самоконтроль еще недостаточно сформирован. Этим же может объясняться и такая особенность, как резкий перепад в качестве выполнения домашних и классных заданий: домашние работы у малыша грамотные, точные и аккуратные, а с такими же по сложности классными работами он справляется куда хуже. Оно и понятно: у себя дома за собственным столом легче сосредоточиться, чем в классе, где ребят много, сосед по парте поднял руку и хочет о чем-то спросить, а сзади шушукаются...

Сергей Каменский

702


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95