Читать Часть 1: Кто же превращён в лебедя?
Читать Часть 2: Отчего столица названа её именем
Конечно, вы ещё долго будете бродить по Акрополю. Подойдёте к месту спора изобретательной Афины с прямолинейным Посейдоном. Там, вскоре после возведения Парфенона, также из белого мрамора воздвигли храм Эрехтейон.
Он сильно поврежден, но сохранившиеся стены, портик и кариатиды позволят воображению восстановить его изначально величественный облик.
Названный именем царя Афин Эрехтея, храм всё же был посвящён Афине и Посейдону. Хотя к Афине древние относились с особым пиететом, с последним вовсе не хотели ссориться, записав и его в свои покровители.
Неудивительно в этом свете, что особое место выделено для святилища, в центре которого был источник – дань морскому владыке и колебателю земли.
Величественные руины величественного храма
А у западного фасада в окружении четырёх ионических колонн долгие годы тщательно сохранялось священное оливковое дерево – дань главной покровительнице Афин. Там и теперь растёт молодая маслина…
Вы не минуете возвышающийся на небольшом плато игрушечный в сравнении с Парфеноном храм Афины Ники.
Древние греки поклонялись здесь одновременно и своей главной покровительнице, и особому божеству по имени Ника. Она ассоциировалась с победой и изображалась с крупными крыльями за спиной.
Более поздние изваяния запечатлевают её уже без крыльев – так афиняне убеждали себя, что теперь-то уж богиня победы не улетит от них. («Такая же, только без крыльев» – видно, Горбунков знал, что искать в комиссионках).
В глазах многих Афина и Ника вообще как бы слились в нечто единое. Похоже, что и сам храм оставался под сенью обеих богинь.
Построенный из традиционного белого мрамора зодчим Калликратом в пятом веке до новой эры, он простоял вплоть до конца XVII столетия, когда был разобран на блоки османскими янычарами. Тем понадобился материал для укрепления подходов к вершине Акрополя.
Некогда здесь поклонялись Афине и Нике
Однако спустя полтора века после «клинической смерти» храма археологи откопали «составные части», а специалисты по архитектуре и истории воссоздали его изначальный ионический облик.
К этому месту стоит подойти ещё и потому, что здесь произошло событие, давшее имя, возможно, самому прославленному морю древней истории – Эгейскому.
Именно отсюда бросился вниз афинский царь, увидев корабль своего сына Тесея, возвращавшегося после схватки с Минотавром под чёрными парусами. Белые паруса означали победу Тесея, чёрные – его смерть. Тесей же, одолев ужасное чудовище, не смог, естественно, противостоять богу Дионису, которому приглянулась его любимая Ариадна.
В расстроенных чувствах он и думать забыл о смене парусов. В итоге лишился отца, унаследовал его власть над Афинами, где снискал уважение своим умом и справедливостью.
Чёрный цвет беды…
А в память его несчастного батюшки, носившего имя Эгей, море стало зваться Эгейским.
Вы не будете торопиться, наслаждаясь всей этой древностью, восхищаясь талантами живших здесь когда-то людей, вспоминая обрывки легенд и обещая себе «освежить их в памяти».
Уже потом вы найдете немного высокопарные, но соответствующие увиденному строки Дмитрия Мережковского:
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, тёплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рождённой пеною морской...
…Но это будет потом, в другой жизни, когда вы расстанетесь с этим немыслимым великолепием. То есть, сейчас пора подниматься с этого камня, нависающего над Афинами, и спускаться вниз, в прямом смысле «с горних высей» в суматоху и кутерьму четырехмиллионного города.
К счастью, в нём еще немало островков той ушедшей эпохи – «золотого века» человечества. И важнейшие примыкают к подножью Акрополя.
Спускаясь с холма, вы минуете грандиозный, вмещавший до 17 тысяч зрителей подковообразный Театр Диониса.
По сути, этот белокаменный амфитеатр – место рождения театра как искусства. Культовые мистерии, прославляющие бога Диониса, постепенно, с появлением помимо хора и солиста, а затем двух и трёх, трансформировались к пятому веку до нашей эры в настоящие представления.
Здесь родился театр
Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан – вот авторы первых трагедий, драм и комедий. На некоторых мраморных сидениях можно разобрать высеченные имена обладателей «постоянных абонементов».
Неподалеку вас ожидает Агора, даже две – древнегреческая и римская. Древнегреческая Агора, то есть площадь народных собраний, была эпицентром и торговой, и политической, и культурной, и религиозной жизни афинян. Сюда приходили и по делам, благо тут размещались городские учреждения, купить и продать товар, но чаще всего для того, чтобы просто пообщаться, посудачить о последних новостях, перемыть косточки правителям.
Археологи утверждают, что первые поселения тут появились за тридцать веков до новой эры. Та Агора, памятники которой открыты вам сейчас, относится к шестому или пятому веку до новой эры.
Но лучше всего сохранился Храм Гефеста.
До недавнего времени он носил имя Тесейон, то есть посвященный блистательным подвигам победителя Минотавра и прочей нечисти Тесею. Считалось, что останки героя были перенесены сюда и захоронены в храме. Скульптурный декор действительно повествовал о его деяниях.
Храм Гефеста
Однако недавние археологические изыскания показали ошибочность этой версии. И храм из Тесейона стал Гефестейоном. То есть, как изначально и задумывалось первостроителями, посвящался богу Гефесту, покровительствовавшему кузнецам и другим ремесленникам. Мастера рукомесла, устраивавшие свои торговые ряды неподалеку, стремились как можно ближе жаться к его стенам.
Сверстник Парфенона и внешне похожий на его близкого родственника, Гефестейон оказался более везучим и сохранился лучше всех остальных древнегреческих памятников. И теперь знатоки въедливо выискивают ионические детали в его дорической архитектуре.
А вы будете ещё долго разглядывать эти древние камни. Постоите возле руин двух портиков – Царского и Пикили (Пестрого).
Последний получил это своё название, так как его стены пестрели бесчисленными фресками, рассказывавшими о славных битвах.
Здесь часто собирались для бесед философы. А поскольку по-гречески «портик» – «стоя», то и философов, среди которых верховодил прибывший с Кипра Зенон, стали именовать «стоиками», «из портика». А учение Зенона – стоицизмом.
Рафаэль Санти. «Стоики». 1511 год
Другой философ неподалеку отсюда в конце четвертого века до новой эры вёл свою последнюю дискуссию с оппонентами – членами Ареопага. Беда была в том, что оппоненты могли подводить итог в споре, потому как являлись вершителями правосудия.
Философа звали Сократ, а обвинялся он, в частности, в «развращении молодежи».
Все его доводы, что он лишь «задаёт вопросы» и учит молодых искать на них ответы и самим задаваться вопросами о добре и зле, не нашли понимания у судей. Совершенно же взбесил ответ на их предложение выбрать для себя наказание в виде «достаточного штрафа».
Как утверждается, ответ Сократа был таким: «Как же я могу предлагать себе наказание, если считаю, что ни в чем не виноват? Я даже думаю, что полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду – ну, например, обед за казённый счёт, потому что я ведь человек бедный».
Получавшие такие обеды члены Ареопага не простили издёвки и приговорили философа к смерти…
Всё это происходило вот здесь, где вы сейчас остановились в задумчивости.
«Смерть Сократа». Художник Ж. Л. Давид, 1787
Ведь чуть поодаль, на небольшом холме примерно в те же времена с изящной мраморной трибуны выступали политические деятели и ораторы, предлагавшие и обсуждавшие законы. Собравшаяся толпа слушателей встречала их одобрением или осуждением, а желающие позже также высказывали своё мнение.
Тут собиралось до десяти тысяч афинян, так что место это получило прозвище Пникс – «давка».
А как же история с Сократом? Похоже, он перешёл невидимые границы, установленные правителями для любых дискуссий.
Что же касается римской Агоры, расположенной чуть в стороне, то представление о ней даёт упомянутая выше и находящаяся в ней библиотека Адриана. Этот римский император, как и другие его венценосные соплеменники, – в отличие от своих предшественников – персов, также завоевывавших Афины, куда больше строил, чем разрушал.
Иногда, впрочем, некоторые сооружения разбирали, чтобы их частями, в первую очередь колоннами, украсить Рим. И всё же Адриан много чего возвел в Афинах. А главное – довёл до конца начатое за шесть с половиной веков до того возведение гигантского дорического храма Зевса Олимпийского.
Благодарные афиняне в ответ воздвигли в честь кесаря памятник в виде арки, так по сей день и зовущейся Аркой Адриана. Она сохранилась не в пример лучше храма Зевса, от которого уцелели лишь некоторые колонны.
Арка Адриана
Арка же, изначально торжественно предвещавшая, что вы подходите к районам, построенным римским императором, одной своей стороной извещала: «это Афины, древний город Тесея». Для путника, проходящего под ней со стороны более старой части города, значилось: «это город не Тесея, а Адриана».
…Итак, у вас состоялось первое, довольно беглое знакомство с древними Афинами. Но история города продолжалась. Поэтому есть Афины Византийские – в XI и XII веках тут было построено немало замечательных церквей.
Есть, наконец, Афины современные. Со всей этой автомобильной круговертью, загазованностью, толкотней и уличным гамом. Но и – насыщенной культурной жизнью. Ведь в городе имеется немало музеев, способных увлечь даже не слишком большого любителя древности – так богата событиями история Греции, да и экспозиции составлены мастерски.
В Археологическом музее вы задержитесь подле статуи Посейдона, которого узнаете по обломку трезубца. Её подняли из морской пучины, куда властелин морей бросил её вместе с кораблём римлян, рассерженный тем, что завоеватели похитили его изваяние из одного греческого храма.
Таким был Посейдон?
Немало других экспонатов, интересных сами по себе, овеяны подобными легендами…
В Музее Гуландриса вы не без удивления увидите вполне современные абстрактные скульптуры, созданные многие тысячелетия назад.
История, запечатленная в эволюционирующих женских украшениях и национальных нарядах, не сможет оставить равнодушным посетителя Музея Бенаки.
В Музее Бенаки
Здесь же, как и в Византийском музее, экспонируется великолепная коллекция древних икон.
В Национальной галерее представлены мастера кисти – от Караваджо до Сезанна…
Но, выходя из этих храмов искусства, вы вновь окунаетесь в хаотичную уличную суету.
Афинский пульс
Впору вспомнить, что ещё в незапамятные времена наблюдательный автор одной из греческих комедий заметил: «Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осёл – коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд – коли покинул их, не жалуясь».
Каждому ли удается доказать, что он не верблюд?
Может, обсудить этот деликатный вопрос за кружкой-другой пенного? Но только если наливать его в украшенные картинами олимпийской благодати замечательные кружки-сувениры.
«Олимпийская» кружка. Аверс и реверс
Да и само пиво пусть будет напоминать о мифах.
Подойдет совсем неплохое местное, так и называемое – Mythos. То бишь, «мифы».
Владимир Житомирский