Четверг.
Вспомнилось из детства — «после дождичка в четверг».
Утром позвонил Евгений Олегович Ефимов, директор одного из крупных фондов в Татарстане. Мы с ним быстро выяснили, что и как пойдёт дальше по линии нашего сотрудничества:
- Татарстан и «СОЛО»;
- Татарстан и «Курить, чтобы бросить!»;
- Татарстан и онлайн-курс «Учимся говорить публично».
Вроде поняли друг друга и во всём достигли соглашения.
К четырём часам приехал на работу и был в офисе до десяти вечера.
Узнал, что в Министерстве здравоохранения РФ уже 58 сотрудников изъявили желание пройти «СОЛО на клавиатуре».
Лиха беда начало.
Телефонные разговоры, письма, прогулки по интернету. Собственно, и весь день.
Жду результатов решения комиссии по рекламе — от них зависит, будет у нас бесплатная реклама «Курить, чтобы бросить!» в интернете или нет.
В «Вечерней Москве» опубликовали короткую беседу со мной. Естественно, без ссылки на сайт. Жаль.
С другой стороны, капля камень точит: заметка в газете, упоминание по радио, рассылка в интернете — всё вместе может дать результат.
Вечером разглядывал лица новых учеников по «СОЛО на клавиатуре». Как всегда, произношу одно и то же слово: мало, мало, мало…
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Поразительно пересекаются судьбы. Когда я на «Мосфильме» в объединении «Дебют» делал ленту «Клоун Мусля», в это же время Александр Сокуров снимал в «Дебюте» свою дипломную работу — фильм «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова.
Фото из Википедии
Его фильм получил негативную оценку. Помню, на каком-то собрании генеральный директор киностудии «Мосфильм» (объединение «Дебют» — подразделение «Мосфильма») в пух и прах разнёс эту работу Александра Сокурова.
— Это не имеет никакого отношения к кинематографу, к искусству. Как такое могли позволить снимать? Где были редактора? Как они подобное пропустили? И всё это делалось за государственные деньги! За это судить надо! Кто разрешил съёмки?
Фильм был запрещён.
Ректор ВГИКа В. Н. Ждан отдал приказ фильм смыть, а плёнку уничтожить.
Мы несколько раз встречались с Александром Сокуровым в приёмной директора объединения «Дебют» Абдурахмана Мамилова. Ожидая, когда нас примет начальник, вели неспешные разговоры о кино, о несправедливости жизни, о разной атмосфере «Мосфильма» и «Ленфильма».
Кто помнит сейчас Николая Сизова?
Кто знает, что сделал для кинематографа Владимир Баскаков (он тоже приниал участие в травле Сокурова)?
Кто вспоминает ректора ВГИКа В. Н. Ждана?
А Сокуров при жизни вошёл в сотню лучших режиссёров мира.
Помню свой разговор с Николаем Сизовым.
— Вас, дебютантов, не поймёшь. Вам выделяют деньги на дебют, чтобы вы показали свои способности. Вот вы сняли «Клоун Мусля». Вроде нормальная работа, а сейчас хотите рассказывать о жизни алкоголиков. Нахрена вам это надо? Нахрена?
На столе у Сизова лежали литературный и режиссёрский сценарии «Двадцать минут с ангелом» по пьесе Александра Вампилова.
Сценарии прошли художественный совет Творческого объединения, которым руководили Владимир Наумов и Александр Алов. За литературный сценарий мне даже деньги заплатили. Режиссёрский сценарий был утверждён без единой поправки. И вот почти последняя инстанция — генеральный директор «Мосфильма».
Он сам прилично поддавал, и у меня было ощущение, что перед нашей встречей он хорошо принял на грудь: лицо красное, руки сжаты в кулаки. Он воспитывал меня:
— У вас фильм начинается с того, что просыпаются три алкоголика и ищут, на что бы выпить. И это сегодня, когда партия и правительство ведут борьбу против алкоголизма! Как вы могли такое допустить? Это не то, что снимать, это читать нельзя!
Я попытался объяснить генеральному директору «Мосфильма» (он был в ранге зампредседателя Госкино), что фильм, который я хочу снять, — «Двадцать минут с ангелом» — не про алкоголиков, а про совестливость людей. И носит антиалкогольный характер. Да-да, про совесть, которая зачастую отсутствует у человека.
Николай Сизов смачно выругался и произнёс:
— Мы с вами каши не сварим.
На этом наш разговор закончился. Фильм, над которым я должен был уже начать работать, был закрыт.
Да, всё, что я делал, не благодаря, а вопреки. И великий Сокуров тоже состоялся не благодаря, а вопреки. И не только Сокуров.
Человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832), немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель