Я играю в шахматы сколько себя помню. Теперь я наблюдаю, как они умирают.
Скучная, неинтересная, нединамичная занудная игра — в таком виде ей не выжить в текущих реалиях. Люди поменялись вместе с темпом жизни и больше не могут тратить столько времени на попытки саморазвития с помощью шахмат — для этого есть более эффективные способы.
Чтоб прочувствовать саму игру, понять её смысл, испытать эмоции от ходов и позиций, перед этим нужно играть много и долго. И не просто играть — обязательно нужно разбирать сыгранные партии: свои, чужие — неважно. Только так можно погрузиться в глубину стратегии.
Конечно, упорно учиться надо не только в шахматах: любое дело кроет в себе множество неочевидных законов и правил, постичь которые можно только трудом.
Однако есть существенное отличие.
В шахматах всё изучено.
Комментатор, анализируя шахматные ходы, сверяет их с программой, анализирующей преимущество. Комментатор, который смотрит на футбольный дриблинг, не нуждается ни в каком анализе.
Ситуация, когда в турнирной партии первые двадцать ходов сделаны по учебнику, принимается как должное. Аналогов этому нет ни в одном спорте.
Оригинальные финалы партий столетней давности почти невозможны среди нынешних гроссмейстеров: за каждым неожиданным поворотом стояла грубая ошибка, которую сейчас допускать непозволительно.
Каждый потенциальный ход уже записан и тщательно взвешен компьютером. Это началось с развитием шахматных движков и достигло апогея год назад, когда появилась игровая нейросеть.
Теперь главная задача каждого игрока сводится к одному — выучить как можно большее число комбинаций, возможных вариантов, дебютов, эндшпилей. Партии всех уровней — это соревнования, кто лучше вызубрил ситуации. Шахматы уже не тренировка мышления, а тренировка памяти.
Интерес игроков могут привлечь нововведения.
Компьютер погубил классические шахматы, но при этом вдохнул в них новую жизнь, открыв новые пути развития. В прошлом году появились шахматы с «туманом войны», взятым из стратегических игр. Та же классика, но с ограниченным полем зрения: игрок видит только те клетки, на которые может сходить, и те, которые уже заняты его фигурами. Больше никаких «по учебнику»: только ловушки и постоянное ожидание нападения со всех сторон.
Я играю в «пулю». Она ещё ближе к классике: игроку даётся минута, времени не добавляется. То есть, каждая партия в «пуле» идёт не больше двух минут. есть азарт, ведь сорвать флаг намного легче. Появляется некоторая вольность делать неочевидные ходы, которые собьют с толку игрока и затянут время на ответный ход.
Можно экспериментировать с позициями, количеством фигур, их способностями. Вариантов масса. И, кажется, только разнообразие может спасти многовековую игру от неминуемой гибели.
Василий Исаков