Правительство хочет отдать всем желающим регионам полномочия по привлечению к ответственности за 38 нарушений ПДД, зафиксированных видеокамерами. Одновременно в Госдуму внесена инициатива о целевом направлении собранных с автомобилистов штрафов в региональные дорожные фонды. Получается, что чем больше нарушений — тем больше денег пойдет на строительство и ремонт дорог в данном субъекте РФ.
«МК» неоднократно писал о правительственном законопроекте, который депутаты после долгих раздумий приняли в первом чтении 6 декабря 2017 года: он предусматривал возможность передачи Москве полномочий по привлечению к административной ответственности за 38 нарушений ПДД, фиксируемых видеокамерами. Необходимое условие — заключение столичными властями соответствующего соглашения с МВД. Первый замглавы ведомства Александр Горовой в зале пленарных заседаний тогда говорил, что будет правильно, если протоколы станут выписывать местные власти, потому что камеры видеонаблюдения закупают и ставят они, а у ГИБДД на это банально нет денег.
Одновременно г-н Горовой сообщил, что ко второму чтению новые возможности могут получить и другие субъекты Федерации: по словам генерал-полковника, заинтересованность проявляют власти 31 региона.
И вот на заседании правительственной Комиссии по законопроектной работе в начале этой недели был одобрен текст поправок ко второму чтению, разработанных МВД и согласованных с Минюстом и Минэкономразвития (есть в распоряжении «МК»). Из документа следует, что предложенные первоначально для столицы исключительные правила заработают в любом регионе, заключившем соглашение с МВД. В случае принятия новые правила заработают через 180 дней с момента опубликования закона — с большой вероятностью это может случиться осенью 2018 года. К этому времени, видимо, правительство разработает технические требования к автоматическому оборудованию для фиксации нарушений, порядок сбора и хранения собранной информации.
Внушительный перечень нарушений ПДД, право карать за нарушение которых получат местные чиновники, по мнению правительства, пересматривать не надо. А в перечне этом, наряду с нарушением скоростного режима, правил парковки или остановки, выездом на встречную или проездом на красный сигнал светофора, есть и нарушение правил пользования телефоном за рулем, и применение ремней безопасности. В заключении Правового управления Госдумы ранее выражались сомнения в возможности достоверной фиксации последних двух видов нарушений, но в МВД считают, что проблем здесь нет. С этим в принципе согласен и первый замглавы думского Комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков («ЕР»). Кстати, в разговоре с «МК» г-н Лысаков отметил, что поправка, распространяющая действие принимаемого закона на всю страну, «нарушает одобренную в первом чтении концепцию»…
Любопытно, что правительство предлагает в перспективе передавать регионам право выписывать протоколы не только за нарушения ПДД, но и за другие, не связанным с дорогами и автомобилистами нарушения, если, например, на сей счет есть решения президента или правительства, принятые в соответствии с другими законами.
Глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») сообщил «МК», что поправки из правительства на Охотный Ряд официально еще не поступили. Он напомнил: депутаты настаивают на том, чтобы соглашения региональных властей с федеральными министерствами и ведомствами о передаче полномочий публиковались и были доступны для ознакомления всем жителям конкретных территорий. Это требование предусмотрено другим законопроектом, внесенным в Госдуму в 2016 году, но до сих пор не принятым даже в первом чтении.
Ранее депутаты, возражавшие против передачи полномочий по администрированию многих автоматически фиксируемых нарушений ПДД регионам, говорили, что штрафы, собранные с автомобилистов, — один из неуклонно растущих источников доходной части бюджетов субъектов РФ. Золотое дно, так сказать. Сейчас эти деньги растворяются в региональных бюджетах и могут быть использованы на любые цели. Но накануне правительство внесло в Госдуму подготовленный Минтрансом законопроект, который с 1 января 2019 года делает собранные с нарушителей ПДД деньги «окрашенными». Они будут направляться в региональные дорожные фонды и использоваться на строительство и ремонт дорог на территории данного субъекта.
В пояснительной записке говорится, что законопроект подготовлен в соответствии с поручением президента… от 2014 года, продублированным в 2016 году. В целом по стране в 2016 году оштрафованные за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения пополнили региональные бюджеты на 60 млрд рублей. В эту цифру входят и деньги, собранные с оштрафованных за нежелание платить системе «Платон» дальнобойщиков.
Автор: Марина Озерова