Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», проводившийся в слегка нервозной по случаю пандемии обстановке, закончился абсолютным триумфом регионального кино. Главный приз фестиваля получил фильм из Якутии — «Пугало» Дмитрия Давыдова, а награду за лучшую режиссуру — дебютант Филипп Юрьев, чья картина «Китобой» рассказывает о парне с Чукотки. Жюри во главе с режиссером Борисом Хлебниковым также наградило исполнителей главных ролей в этих фильмах. Комментирует Юлия Шагельман.
Наверное, впервые за несколько последних лет на «Кинотавре» случилось такое единодушие в выборе победителей между фестивальным жюри и кинокритиками. Торжественная церемония закрытия, проходившая в пятницу вечером в Зимнем театре, началась с вручения призов Гильдии киноведов и кинокритиков. Главный из них достался «Пугалу», с первых дней бывшему одним из фаворитов фестиваля. Диплом гильдии получил «Китобой», приехавший в Сочи прямо с Венецианского фестиваля, где он стал победителем программы «Венецианские дни». Этим же картинам в итоге отдало предпочтение и жюри основного конкурса.
Фильмы эти очень разные, но объединяет их то, что сняты они на дальних окраинах нашей страны, а рассказывают о людях, живущих в таких условиях, где убогий быт сочетается с органичной и непосредственной близостью к природе — суровой, холодной, но как будто и охраняющей тех немногих, кто сумел зацепиться за этот неприютный край земли. Играют в этих картинах часто непрофессиональные актеры, с экрана звучит нерусская речь и необычная музыка — и слова о расширении фестивальной географии, которые так любят произносить организаторы «Кинотавра», наконец начинают соответствовать действительности.
Приз за лучшую женскую роль получила Валентина Романова-Чыскыырай, сыгравшая в «Пугале» знахарку, которая ценой собственной жизни исцеляет и чуть ли не возвращает с того света людей, платящих ей за это насмешками и неблагодарностью. Это дебют в кино певицы и заслуженной артистки Республики Саха, которая поблагодарила режиссера за то, что он дал ей возможность импровизировать и самой выстраивать свою роль,— в результате весь фильм держится на том, как она даже не играет, а живет в кадре.
За лучшую мужскую роль жюри наградило дебютанта Владимира Онохова. Его герой в «Китобое» — совсем еще юный паренек Лешка, который живет в затерянном в тундре поселке, работает на китобойном промысле и мечтает о недостижимой красавице блондинке, увиденной в платном порночате, который смотрит весь отряд с одного на всех ноутбука. Выучив по детской книжке несколько английских слов, Лешка устремляется через Берингов пролив в Америку, в сказочный (как ему кажется) Детройт, к своей мечте. Его наивность смешна, но и трогательна, как и весь фильм, обладающий присущими дебюту шероховатостями, однако искупающий их искренней интонацией.
Поставившему «Китобоя» Филиппу Юрьеву жюри тем не менее выдало большой аванс в виде приза за лучшую режиссуру, а лучшим дебютом стал фильм Анастасии Пальчиковой «Маша». Она, как и многие российские молодые кинематографисты, обратилась к теме «лихих девяностых», но показала их через призму женского, даже девичьего взгляда — в центре сюжета здесь 13-летняя девочка Маша, которая растет в провинциальном городе и ничего не боится: не только из-за присущего подросткам бесстрашия, но и потому, что ее дядя — местный «крестный отец», держащий в страхе весь город. Это действительно крепкая работа, которая могла бы быть еще удачнее, если бы не мелодраматическая концовка, заставляющая вспомнить уже не российскую провинциальную жизнь, а коллизии мексиканских сериалов.
Приз за лучший сценарий получил Иван И. Твердовский, чья «Конференция», осмысляющая последствия захвата «Норд-Оста», стала одним из самых мощных и смелых фильмов конкурсной программы. Однако в этот раз жюри предпочло новые имена привычным фаворитам фестиваля (а Твердовского здесь любят с 2014 года, когда его «Класс коррекции» был выбран лучшим дебютом).
Вот и награда за лучшую операторскую работу — в фильме Анны Меликян «Трое» — досталась дебютировавшему в художественном кино Николаю Желудовичу, который раньше снимал документальные ленты. Специальный диплом за музыкальное решение фильма получила группа OQJAV, награжденная за картину Семена Серзина «Человек из Подольска», в которой солист группы Вадим Корлев еще и сыграл главную роль.
Еще одним специальным дипломом, с формулировкой «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителю», жюри отметило комедию Михаила Сегала «Глубже!». Но главной наградой всего «Кинотавра» в итоге стал тот факт, что он все-таки состоялся, несмотря на все проблемы и ограничения, связанные с пандемией. И, возможно, действительно положил начало той «новой реальности» российского кино, о которой так много говорилось с фестивальной сцены на протяжении всей прошедшей недели.
Юлия Шагельман