В январе—феврале Союзом ректоров России обсуждалась концепция проведения мониторинга эффективности
По мнению
В отсутствие
Круг проблем и ошибок российского высшего образования остается плотным и неизменным, однако Владимир Гутенев отметил положительную тенденцию: шаги министерства стали
Итак, что знают эксперты.
С одной стороны, в вузах технической направленности сделано немало: профильные кафедры, послевузовская подготовка, профориентация, а с другой — этого недостаточно, так как проблема формируется на уровне выбора госэкзаменов в школе. Технические дисциплины выбирают мало, и дело не только в безденежье в промышленности, считает Гутенев.
Отдельный блок проблем — филиальная сеть брендовых вузов, чьи названия у всех на слуху. Активность филиалов формирует перекос восприятия региональных абитуриентов,
Острее всего стоит вопрос дефицита грамотных выпускников. Уже пришли к той критической точке, когда старая кадровая база больше не может удерживать производство. А ведь в ближайшие годы на ВПК будет потрачено три триллиона рублей, и эта сумма размоется, если не придут со своими идеями грамотно подготовленные молодые специалисты. «Хотя бы те, кто потенциально, с учетом послевузовской подготовки, сможет
— Показательная история случилась с Севмашем: сейчас они получили огромный заказ на военную технику, но дефицит кадров не позволяет им справляться с ним, а все потому, что лучших студентов из своего ссуза они отправили доучиваться в питерскую «корабелку». Самые ценные кадры на производство не вернулись.
То есть кадры, которые по идее «решают все», либо отсутствуют, либо решают свои проблемы.
Новый мониторинг оценит вузы по их выпускникам
Тем, кто думает, что новые мониторинги не нужны, ответ Ольги Кашириной: единая интегральная система оценки необходима. Вопрос в том, какой ей быть.
Мониторинг вузов будет проводиться уже в третий раз, и это опять новая концепция. Установки и рекомендации экспертов на 2014 год таковы.
И еще актуальное новшество: педвузы выделены в отдельную отраслевую группу. Помимо прочих, педвузы будут оценивать по двум специальным критериям: доля выпускников, работающих на селе и в образовательных учреждениях в других регионах, а также число подготовленных выпускниками
Внимание к выпускникам вузов — важная тенденция.
— Сейчас совместно с налоговой службой мы ведем активную работу по учету зарплатной динамики выпускников вузов, — констатировала Каширина. — Инструментарий разработан, проект стартует в ближайшее время. Без этих данных мониторинг не будет полным.
В общем, критерии, описывающие региональное развитие, будут включены в мониторинг точно, а судьба критериев, касающихся трудоустройства, будет решена в ближайшее время.
Педобразование пусть послужит
Особое отношение экспертов к педвузам и порадовало, и насторожило: ясно, что из Москвы в глубокую провинцию учительствовать не едут. Что же — вернется распределение? Эксперты не исключают. И даже пожизненной ссылки, как в сталинские времена, ибо звучало: «Долг родине надо отдавать в течение всей жизни, педагогическая отрасль пусть послужит».
Слова словами, но внесение в исследование показателя «выпускники, работающие в сельской школе» сильно настораживает. Или «подготовившие олимпиадников» — это мы снова поощряем точечные успехи, проявляя небрежение ко всему остальному в работе учителя.
Ответ Гутенева был таков:
— Без работы с дипломантами и олимпиадниками мы не дождемся гениев, которые смогут поднять страну. Мы ждем великих творцов, и педагоги должны помогать их растить.
Были попытки заговорить и о ЕГЭ, от которого, по мнению многих, начался распад высшего образования, но эта тема была прервана: нечего противопоставить, ведь старая система аттестации тоже имела низкий КПД.
А выход, по мнению Владимира Гутенева, — убрать наконец «пылесос», высасывающий талантливых людей из глубинки в столицу и оттуда за рубеж. Для государства сейчас полезнее всего система софинансирования, тогда специалисты отправляются работать на предприятия, которые их направили. То есть пусть все послужат и отработают.
Итого
Ольга Каширина говорила — мониторинг всколыхнул профессиональное сообщество. Сегодня открыто заявляют, что первый мониторинг был настоящим позорищем, и оставить его в первоначальном виде было нельзя. Теперь параметров не три, а гораздо больше, причем развитие инструментария продолжается.
— Не дай бог нам
Мониторинги совершенствуются — очень хорошо. Но в какую сторону? Ведь установлено наукой: если мониторинг включает в себя более пяти факторов, он ни о чем конкретном сказать не может. Не мной замечено: образовательные мониторинги с наукой мало дружат, а порой и со здравым смыслом. Ведь очевидно: чем больше различаются год от года наборы факторов, тем сложнее отследить динамику. Или она не нужна? Далее. Возможно, через вузовский мониторинг мы больше узнаем о регионах, о болевых точках экономики, но при чем тут состояние научного сообщества в этом регионе? Наконец,
Александра Чканикова