«Мир как будто надвое расколот,
за витрины голубым стеклом
тихо плачет манекен бесполый — »"
кукла с человеческим лицом..."(«Пикник» — «Кукла с человеческим лицом»)
Люди и куклы, куклы и люди... Их столь многое роднит, несмотря на то, что в большинстве произведений искусства они противопоставляются друг другу.
Режиссёр спектакля «Куклы» в Московском Театре на Юго-Западе — народный артист России Валерий Белякович — уверен, что не только примерно одинаковое строение тела делает кукол похожими на нас (или нас — на кукол?..), но и... стремление к свободе.
Пьеса «Господин Пигмалион» Хасинто Грау, легшая в основу спектакля, не диктует необходимости присутствия театральных кукол на сцене. Несмотря на название, это не кукольная постановка. Все роли исполняются людьми. Но главный герой Пигмалион (заслуженный артист РФ Евгений Бакалов) с детства был окружён именно куклами, поэтому с течением времени стал очеловечивать их — как в переносном смысле, так и в прямом. Создавая всё новых и новых кукол, он совершенствовал их, пока однажды они не превзошли людей по всем параметрам. Это идеальные артисты — им неведома усталость, а их артистизму и грации позавидует любое существо из плоти и крови. Они обречены стать звёздами нового шоу, шоу обречено на успех, а Пигмалион — на богатство и мировую славу, однако...
В и без того жаркой Испании стало ещё жарче, едва туда приехал с гастролями театр уникальных кукол Пигмалиона. Южное солнце, темпераментные речи и танцы местных жителей (а может быть, и что-то ещё... Этот вопрос так и остаётся открытым) повлияли на пластмассовых и бездушных артистов таким образом, что в них проснулись человеческие желания, стремления и порывы.

Внезапное пробуждение человеческой натуры в куклах помогает выразить пластика. В спектакле много танцев, причём, намеренно эротичных. Куклы облачены в костюмы (хотя, этим громким словом едва ли стоит обозначать нижнее бельё, чулки и ботфорты...), которые можно увидеть в магазинах для взрослых, да и двигаются они соответствующе — провоцируя, бросая вызов, соблазняя, демонстрируя себя. У них нет лиц, есть грим, имитирующий маску, но их тела говорят гораздо больше, чем они могли бы сказать, например, глазами.
Музыка, под которую дефилируют и танцуют перед зрителями куклы, оглушительна (в зале этого камерного театра, где всего шесть рядов и весьма компактная сцена, эти децибелы сбивают с толку, порой даже отвлекая от визуальной составляющей спектакля. Но эта громкость даёт понять, что зритель присутствует на настоящем торжестве греха. Нечто порочное, грешное, не может быть тихим, оно всегда кричит, привлекает к себе внимание.
Привлекает его к себе и красавица-кукла Помпонина (Заслуженная артистка России Карина Дымонт) — прима труппы Пигмалиона. Она не блещет особыми талантами, она просто красивая, манкая, потому и снискала всеобщую любовь. А уж герцог Альдукар (Алексей Матошин) по-настоящему сошёл с ума, решившись выкрасть Помпонину. А что, уже ничего не помешает ему — к моменту принятия судьбоносного решения куклы уже убили своего хозяина Пигмалиона.
Но не тут-то было — и Помпонина с герцогом быть не хочет, и её коллеги-куклы не могут существовать без властной руки, управляющей ими.
Хотя. Иногда всё-таки могут. По ночам. Когда никто не наблюдает за ними, куклы бегают друг другу в коробки (каждый пластмассовый артист труппы Пигмалиона живёт в персональной коробке, стены которых до определённого момента являются зеркалами — и это, в общем-то, все декорации). Зачем? За тем же, зачем и люди приходят друг к другу в постели. Кто бы мог подумать, что у кукол тоже есть «эти» потребности. А они есть — неслучайно «этой» сцене в спектакле выделено не менее трёх минут.
Им всё равно, что тот, в чью коробку они заглянули, одного с ними пола.
Им всё равно, что их могут увидеть.
Они беснуются в коробках, те красноречиво трясутся, а потом обессилевшие куклы (вот и усталость начала проявляться...) разбредаются кто куда — смеясь, плача, бунтуя...
Превращаясь в людей.
Это превращение в спектакле не романтизируется, а, наоборот, показывается во всей своей отвратительности.
Не превратиться бы нам в кукол...
(Возрастное ограничение — 16+)