Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Роман и стиляги

В последние годы в России сложилась традиция: под Новый год или чуть позже в кинотеатрах выходит очередной «наш ответ Голливуду» — то есть отечественный высокобюджетный блокбастер, на чью рекламную кампанию уходит порой больше денег, чем на сам фильм. Возможно, кризис прервёт эту традицию, ну а пока, в этом январе, на экраны вышел фильм «Стиляги», стоимостью, как неоднократно подчёркивалось, аж пятнадцать миллионов долларов.

О, стиляги! Целая эпоха! «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Первые по времени в ряду так называемых советских неформалов. Нет, молодых людей, чьи эстетические вкусы и мировоззрение выходили за рамки предписанного государством, хватало во все времена, но именно стиляги оказалось первой более-менее значительной молодёжной субкультурой советского времени. Нам (в смысле — поколениям, не заставшим те времена) от них остались слово «чувак», почтение к рок-н-роллу и твисту и, главное, трудно выразимый «дух свободы».

По этой причине, а также благодаря масштабному промоушну, фильм «Стиляги» собрал приличную кассу в российских — в первую очередь московских — кинотеатрах (о пиратских дисках и «выкладках» в Интернете уж и не говорю) и «погнал волну» всенародного, как любили говорить в соответствующие времена, обсуждения.

Итак, вся эта присказка — к тому, что на нашем форуме тоже обсуждается фильм «Стиляги».

Тему создал Роман Юрьев-ч, задав лаконичный вопрос:

«Мюзикл „Стиляги“ — понравился или нет?»

Ответы на этот вопрос выразили, в общем, типичные мнения не только по поводу этого фильма, но и по поводу российского кинематографа вообще.

Первым отозвался Владислав Владимирович:

Не смотрел, но очень хочется.

Распространённое мнение выразил Михаил Костенко:

А меня, после нескольких фильмов отечественного производства что-то совершенно не тянет идти ни на этот фильм, ни на другой любой русский.

Поэтому даже смотреть не буду.

Повод для такого мнения есть, хотя лично я его не вполне разделяю. По крайней мере, меня радует, что наш кинематограф подтягивается к западному в техническом плане. Откровенно плохая «картинка» и скверный звук наконец-то становятся редкостью. Есть надежда, что и содержание будет соответствовать форме — и порой достойные фильмы всё-таки появляются; из тех, что у всех на слуху и памяти, «Остров» Павла Лунгина. Но вернёмся к обсуждаемой теме.

Владислав Анатольевич:

Мало сейчас хорошего снимают. Всё в основном одноразовое. Вот посмотрел я «Тариф новогодний» и больше смотреть не хочется, лучше старьё какое-нибудь несколько раз посмотреть. Думаю, и Стиляги такая же одноразовая комедия. А вообще, не знаю почему, но всем советую посмотреть фильм «Приходите на меня посмотреть».

Андрей Николаевич:

Фильм «Стиляги» хочу посмотреть. Слышал мнение, что такого молодёжного движения, как стиляги, как показано в фильме, не было. Был чуб, цветной яркий галстук и более ничего.

Такое в Интернете читать доводилось, хотя это и странно. Информации о стилягах — если даже человек никогда и ниоткуда о них не слышал, что в нашей стране почти невозможно — в Интернете достаточно. На официальном сайте фильма «Стиляги» (сайт, по-моему, гораздо лучше, интереснее, информативней, чем сам фильм) можно узнать об этой субкультуре практически всё. Чуб, кстати, назывался коком.

Наконец, собственно отзывы на фильм. Девушкам понравилось. Точнее, очень понравилось. Точнее, современным девушкам.

Джека Александровна:

Мне очень понравился.

Глаша:

Мне фильм очень понравился. С удовольствием посмотрела, где-то взгрустнула, где-то посмеялась. Красивый, яркий, музыкальный фильм. Спецэффектами не перегружен, что очень порадовало.

Пожалуй, посмотрю ещё раз.

Киска:

Фильм «Стиляги» очень понравился. Очень позитивный, красочный, праздничный. Я просто отдохнула, смотря его. Сходила на него по совету своей дочери, ей и всем ее друзьям тоже очень понравился.

Не соглашусь с теми, кто утверждает, что в истории такого не было.

Но ведь это не исторический фильм и тем более не документальный.

Создатель темы Роман Юрьев-ч:

Друзья, честно говоря, немного был разочарован… Неужели все заметили в фильме только красивую обертку? Неужели никто не задумался над истинным смыслом мюзикла? Жаль, что наших интеллигентов так легко обмануть… Глубже думайте, господа…

Это было, так сказать, предисловие к мини-рецензии, которую Роман Юрьев-ч даст чуть позднее. А пока — отзыв вашего покорного слуги:

Посмотрел. Фильм на тройку с плюсом, не больше.

Режиссёр, кажется, так и не определился, что всё-таки он снимает: серьёзную драму о времени и поколении 50-х годов, очередные «Старые песни о главном» (для показа под Новый год) или молодёжную комедию в американском стиле. Так и вихляет фильм — от «Списка Шиндлера» до «Американского пирога» и обратно. Нехилая такая смесь бульдога с носорогом. Музыки той поры, рок-н-ролла и джаза, в фильме практически нет. Герои перепевают «околороковые» хиты нашего времени — «Бригаду С», «Ноль», «Браво» и так далее. Где та самая «музыка на костях»? Нет её. Пластинками, правда, пару раз помахали.

Самый удачный момент — это «Скованные одной цепью». Красиво, сильно и страшно. Навеяно «The Wall», да. Если бы всё остальное было на таком же уровне… Увы. Но всё-таки тройка с плюсом, не двойка… Если у кого-то фильм пробудит интерес к той эпохе и субкультуре — уже хорошо. Информации в Интернете о стилягах много. Можно начать со статьи в Википедии.

ЗЫ: Нашёл вот любопытный отзыв о фильме. С автором я в общем согласен.

Здесь могу добавить к своему комментарию следующее. Прежде всего тем, кто интересуется «стиляжьей» субкультурой, советую для начала посетить всё-таки не статью в Википедии, довольно скупую, а официальный сайт «Стиляг» — конкретнее, рубрику о настоящих стилягах 50-хbr>, — где информации можно почерпнуть гораздо больше.

Кроме «Скованных одной цепью», большинство зрителей отмечают «арию» Сергея Гармаша, исполняющего песню «Человек и кошка» (это в самом начале фильма). Песню Фёдора Чистякова, талантливого питерского андеграундщика, Гармаш действительно исполняет, что называется, на пятёрку. Но с тем же видеорядом и так же талантливо он мог исполнить что-нибудь из репертуара группы «Любэ», или из Высоцкого, или из современного «русского шансона». Вообще один из недостатков фильма, на мой взгляд, — что каждую прозвучавшую в нём песню можно произвольно заменить на любую другую «в том же стиле». «Комсомольский рэп» с рефреном «Скованные одной цепью» — единственное исключение: ничего другого там представить просто нельзя.

Отзыв, который мне понравился, процитирую в конце этого обзора. Сейчас же — слова Романа Юрьев-ча:

К сожалению, я не психолог и не смогу точно обьяснить те процессы, которые происходят внутри человека, когда он смотрит фильм. Но не кажется ли Вам, что любой человек, наблюдая за окружающей средой, непременно сопоставляет себя и «все остальное»? В данном случае — это фильм. Человек, просматривающий его, полностью или частично погружается в атмосферу и мир, описываемый в фильме. Сравнивает себя с героями, и, конечно же, в результате он хочет быть положительным героем — суперменом, спайдерменом и т.д. В мюзикле «положительными» героями как раз и являются так называемые «стиляги».

А теперь вопрос. Как вы думаете, на кого захочет быть похожим подросток, у которого еще окончательно не сформировалось мировоззрение, под влиянием такого рода фильмов. Захочет ли он стать космонавтом, летчиком или моряком? Захочет ли он учиться, работать на благо себя и своей страны? Почему-то мне кажется, что нет. Его больше будут привлекать клубы, дискотеки, бары — так называемая «красивая» жизнь. Но, я думаю, со мной согласятся те, кто часто бывает в такого рода заведениях.

Нет, не думайте, что я законченный ботаник, который с утра до ночи сидит дома за книгами. Я часто ходил в клубы, на дискотеки — и, поверьте, ничего «красивого» там нет, по крайней мере я не находил.

Как вы думаете, дорогие интеллигенты, прав ли режиссер данного фильма, который показывает порядочных советских людей темными, забитыми, скучными? Тех самых людей, которые восстановили нашу разрушенную родину после Второй мировой Войны? Я считаю, что этот мюзикл — настоящий плевок в лица наших дедушек и бабушек, отцов и матерей.

Интересный текст. Пожалуй, он мог быть слово в слово опубликован в любой советской газете — четверть века назад и ранее. Есть ли в нём доля справедливости? Пожалуй, я уклонюсь от ответа. Вот отзывы других участников обсуждения.

Станислава Яновна:

Мне ваше высказывание, Роман Юрьев-ч, напомнило сцену из фильма — когда Катя пригласила Мэлса починить проигрыватель, — они спускаются по ступенькам, а идущая им навстречу «патриотка» презрительно-возмущённо кричит Кате: «И не стыдно тебе с таким по улице рядом идти?! Хоть бы значок комсомольский сняла!»

Так уж вышло, что юность героев пришлась на годы, когда в нашем пуританском обществе шло противостояние между «правильными, верным курсом» идущими товарищами, и теми, кто стремился быть свободным в своём выборе, — носить то, что нравится, слушать, то что нравится, любить того, кого хочется.

Главный герой — обычный, ничем не примечательный паренёк из рабочей семьи, — добрый, искренний, наивный. Иногда, трогательно-нелепый в стремлении стать таким же, как девушка, поразившая его воображение, — сблизиться к ней.

Меня, кстати, больше поразила Катя. Хотя она, по фильму, персонаж скорее отрицательный, но в ней чувствуется личность. А избранница Мэлса, Польза, не производит никакого впечатления, — бросаются в глаза яркий макияж и одежда, а сама она какая-то пустая. Но, как говорится, сердцу не прикажешь.

Согласна с Романом Олеговичем, что сцена комсомольского собрания, где звучит «Скованные одной цепью», одна из самых впечатляющих в фильме, — даже немного жутковато было.

Отлично сыграл свою роль Сергей Гармаш. Эпизод, где он исполняет «Человек и кошка», один из лучших.

Очень ярко запомнилась сцена, когда Боб обучает Мэлса модным движениям. Танцевал Боб при этом изумительно.

Конечно, фильм не претендует на историческую достоверность. Многое в нём, учитывая специфику жанра, преувеличено и нарочито утрировано.

Правда, праздника, обещанного рекламой, я как-то особо не ощутила. Но, это претензия к рекламе, а не к фильму. К тому же, то ли меня, как и «наших интеллигентов, так легко обмануть», то ли «истинный смысл мюзикла», от меня напрочь ускользнул, — я увидела в фильме местами грустную, местами смешную историю о первой любви, о взрослении молодых людей, о выборе жизненных ценностей и приоритетов. В общем-то, все через это проходят, невзирая на год, время и место рождения.

Не шедевр, конечно, — но, в целом, фильм понравился.

Александр Абрамович:

Сегодня он играет джаз, а завтра — Родину продаст… А я думал, что от этого бреда уже все излечились. Роман Юрьевич, не смешите. То, что годилось для газеты «Правда» 40—50 лет тому назад, для современного человека, способного думать — никак не годится. Люди НЕ ходят в кино «учиться жизни» и НЕ переносят бездумно всё увиденное в фильме в собственное повседневное поведение. Если, конечно, эти люди — не полные имбецилы (а имбецилам — какое кино ни крути, уже ничто не поможет).

Лучше перечитайте рецензию Станиславы Яновны. И поучитесь умению видеть, слышать и чувствовать, а не пытаться всё разложить на аккуратные «политико-воспитательные» полочки в соответствии с заранее заданными идеологическими установками. В применении к искусству первое — куда лучше второго. Тем более, когда идеологические установки такие.

Михайло Владимирович отозвался на комментарий Александра Абрамовича:

Александр Абрамович +1. Вешаться хочется, когда очередной «спаситель душ» объясняет, почему плохо показывать фильм про то, что есть в реальной жизни. Фильм понравился. Достойно на мой взгляд.

И его отзыв на заметку, которую я посоветовал в своём комментарии посмотреть:

Кстати, тоже согласен с автором. Стиляги выглядят придурками, которые хотят за внешним скрыть внутренние проблемы.

Заметку можно полностью прочитать здесь. Процитирую лишь несколько самых, на мой взгляд, значимых утверждений:

«Фильм, повествующий о борьбе с инакомыслием в СССР, на самом деле воспевает СССР. Он утверждает — так весело и почти без неприятностей бороться с тоталитаризмом можно было только в Советском Союзе. Что правда — и неправда».

«Идеал человека в фильме — отнюдь не стиляга. И не пламенный борец с ними. Это человек из народа, работяга, олицетворение здравого смысла и юмористического добродушия. Это колоритный папаша Мэлса».

«Мирок стиляг хрупок и уязвим. Они мельтешат, в любой момент ожидая предательства и распада. Причём главный их враг — не суровые комсомольцы, милиционеры в белых кителях или товарищи в одинаковых плащах. Они борются с самими собой. Они во власти своих собственных соблазнов. Они выбирают, какой соблазн сильнее — яркое, но опасное «стиляжничество» или же тусклая, но уверенная советская действительность. Это не выбор между свободой и не-свободой. Это влечение к двум центрам притяжения. Тут действует не осознанный выбор, а условный рефлекс на внешние раздражители: что же окажется сильнее, влечение или боль.

Сильнее боли оказываются немногие. В первую очередь, сам Мэлс. Возможно — Боб (его тюремная судьба не показана, но очень уж хочется в это верить). Поли-Польза готова смириться и ради ребенка отказать от компании стиляг. Заводила Фред просто предает их. Как справились бы с испытанием остальные, в фильме не показано, но что-то не похоже, чтобы они напевали джаз, когда коммуняки вырезали бы у них на груди узор галстука «пожар в джунглях».

Получается, что стиляги слабее окружающего их мира, как бы им не хотелось, чтобы было наоборот. Суровый мир «скованных одной цепью» сильнее. Причём не количественно, а своей внутренней правотой. И жизнь стиляг — подарок от этого мира, разрешение на «танцуй, пока молодой».

Даже в интимном окружении главного героя уверенно побеждает «комсомолка — спортсменка — отличница, и, наконец (что неизбежно), красавица» Катя. В чине секретаря комсомольской организации факультета столичного вуза, если судить по намёкам. Отнюдь не из стиляг«.

«На экране они [стиляги] представляют все слои городского населения — от рабочих до высших чиновников. В реальности же они были избранными, куда простолюдинам пробиться было просто невозможно как по сословным соображениям, которые в советской бюрократии уже имели место быть, так и по материальным — у простого народа не могло быть средств на покупку атрибутов „стиляжьего“ образа жизни».

«Сто, а то все двести лет, мы всё верим, что где-то люди живут лучше нас, что ТАМ — настоящая свобода, что только стоит стать ТАКИМ — и у нас всё будет хорошо. Фильм ставит крест на этой иллюзии. […] Фред, вернувшийся из Америки, сообщает страшную новость: „Оказывается, стиляг в Америке нет. Таких как мы, сразу же отправляют в психушку“. Да, именно так дело и обстоит. Борцы за свободу в смысле „западного свободного образа жизни“ (в кавычках штамп) на самом деле боролись не за приобщение к реальным образцам свободы, а неизвестно за что. Просто за возможность самовыражения».

«Мне отчего-то кажется, что советские диссиденты были единственными свободными людьми своего времени — не только в СССР, но на всей Земле. Причём в достигнутой им свободе они превосходили даже свои западные образцы для подражания и тех, кто влиял на них оттуда. Тому, кто духовно вырывался из оборотной „тёмной“ стороны советского строя, было уже ничего не страшно, и они, редкое явление для человечества, становились настоящими людьми».

Вот такая «информация к размышлению».

И напоследок — найденный мной в Интернете отзыв (автор Михаил Судаков) на «Стиляг», под которым готов подписаться:

Фильм-удивление, фильм-недоумение, фильм-ошарашенное-почёсывание-в-затылке. Как можно было снять такое достойное с визуальной стороны, но провальное по сюжетной части кино? Зачем всю дорогу вызывать в мало-мальски осведомлённом о советском быте зрителе глухое раздражение вот этим «в СССР всё так плохо, все такие серые, одинаковые и унылые, а в США всё за…сь», если под конец этот тезис всё равно мутирует, только не совсем понятно, во что?

На кой чёрт выставлять главных героев стайкой малолетних дурачков, которые выделяются из «толпы» лишь умением танцевать буги-вуги, любовью к джазу, клоунскими нарядами и, временами, хулиганским поведением? Почему из всех музыкальных номеров запоминаются лишь два («Человек и кошка» да «Скованные одной цепью»), если, приложив чуть больше усилий и фантазии, можно было превратить кино в настоящий фейрверк качественных каверов?

Не удивительно ли, что последние двадцать минут картины напоминают банальную нарезку сцен, еле-еле связанных между собой? Отчего в «Стилягах» так мало адекватных людей, но так много откровенных придурков? Почему, наконец, милейшей Евгении Брик (она же — Комиссар, она же — Катя) отведено так мало экранного времени, если играет она, да и, чего уж там, выглядит заметно лучше Оксаны Акиньшиной?

Впрочем, последний вопрос можете отнести к категории исключительно субъективных и потому не требующих ответа. А все остальные — в силе.

Вот, пожалуй, и всё с фильмом «Стиляги» — с моей точки зрения, конечно.

А на форуме обсуждение продолжается. Если тема интересна — принимайте участие.

Ваш Роман Олегович Иванов

1303


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95