Мечтать, как известно, не вредно. В кризисные моменты истории, когда телевидение окончательно превращается в наркотик бедных, в отсутствие своих денег приятно подсчитывать чужие. И тогда главным развлечением неимущих становится лакейский театр. Не тот театр, где прислуга ставит самодельные пародии на господ и о котором писал сто лет назад знаток городской культуры Владимир Гиляровский: «…»представление«весьма старинное, развлечение крепостных». Современные лакеи гламура — звёзды кино, телевидения и всего на свете — изображают самих себя, любимых.
Звёзды взгромождаются на коньки (Первый: «Ледниковый период», Россия: «Звёздный лёд»), вспоминают босоногое малолетство («Домашний»: «Незвёздное детство», «Трудные судьбы звёзд»), делятся байками о фанатах (ТВ Центр, «Реальные истории»: «Звёзды и поклонники»), переводят продукты в прямом эфире (НТВ: «Кулинарный поединок»), шутки ради рядятся принцами и нищими (НТВ: «Суперстар-2008. Команда мечты»), играют в Робинзона и Пятницу (Первый: «Последний герой»), болтают просто так («Звёздный вечер на «Звезде»). ТВ Центр в программе «В центре внимания» (!) показывает фильм «Гламурное животноводство» с анонсом: «Золотой зуб у собаки, личный водитель у кошки, рестораны, гостиницы, фитнес-центры и салоны красоты для четвероногих москвичей». Двуногим, надо понимать, предоставлено право зеленеть от зависти.
Некоторое время назад звёзды ещё и пели-танцевали-жонглировали, но названия тех шоу стёрлись из памяти в силу тотального отсутствия у звёзд вкуса, слуха и ритма. И это без учёта одних и тех же лиц, мелькающих в программах утренних, тематических и игровых: «В мире животных», «Кто хочет стать миллионером» и пр.
Весь этот «звездопад» на наши головы вызывает тягостное ощущение в подложечной области, в просторечии именуемое тошнотой.
«Телезвёзды» — алмазы бедняков. Пусть «звёзды» меняют презрительную гримасу гламурных выскочек на демократическое выражение лица: выходит жуткая гримаса. Всё потому, что «страшно далеки они от народа».
Мысль об «удалённости» от народа, высказанная идеологом практической революции Ульяновым (Лениным), относилась к дворянам. Но сегодня это напомнило весьма характерное явление в телепрограмме.
По всем каналам прокатывают хронику о возвращении в Гатчину книги из царской библиотеки. Картинка сопровождается комментарием. Нам предлагается восхищаться не замечательным фолиантом, а тем, что его мог листать именитый Победоносцев и даже (в этом месте ведущие экстазно закатывают глаза) «сам» великий самодержец.
Первый телеканал показывает цикл «Великие династии»: Шереметевы, Долгорукие, Демидовы, Трубецкие, Голицыны… Вела передачи Фёкла Толстая, как особо подчёркивалось — праправнучка графа Льва Николаевича Толстого.
ТВ Центр с придыханием анонсирует программу «Московская неделя»: «Существовал ли на самом деле поручик Голицын, и чем сегодня занимаются потомки дворянских родов?» Актуальнее проблемы в Москве не сыскалось…
Дело даже не в том, что каждая такая передача предлагает умиляться: какие умницы эти дворяне, как благородно выглядят и т.п. При этом упускается из виду, что народ
Славными делами занималось далеко не всё дворянское сословие. Поневоле вспоминается едкий, как царская водка, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «…сзади меня стоят десятки поколений корнетов, которые и из глубины могил кричат: noblesse oblige! (звание дворянина обязывает!). И вот почему я пью коньяк» («Дневник провинциала в Петербурге»).
Можно уважать отдельных славных героев. Но когда предлагают восхищаться принадлежностью к классу (дворян, духовенства, пролетариата — нужное подчеркнуть) — в воздухе пахнет революцией. Сегодня потомки знатных родов поделили между собой телеканалы, как поделили территорию СССР «дети» лейтенанта Шмидта в романе «Золотой телёнок». Вояж любого дворянского потомка в Россию выдаётся за событие.
Сами потомки унаследовали от предков простую идею: «Народ не роскошь, а средство обогащения». Русская правда — это «Русская правда»: за убийство боярина — смерть, за убийство холопа — плети.
Мы смеёмся над забавными потугами киевских горе-историков слепить из лжи и недомолвок «новое прошлое» Украины. Тогда как у нас, на наших глазах — исключительно благодаря телевидению — создаётся миф о всеобщем дворянском происхождении русского народа.
И вот уже мой давний знакомый оставляет попытки сделать себе имя трудом и работает потомком
А что народ-телезритель? Если он смирился с навязанными звёздами, их барским образом жизни, то в перспективе столь же охотно примет крепостное рабство — как избавление от душевных мук. Когда в «дворянских» передачах нам рассказывают о «возрождении нравственности», то имеют в виду время тёмных людей, замученных тяжёлой работой и бывших собственностью других людей. Вот почему слово «демократия» снова зазвучало на ТВ в ругательном смысле.
Все каналы ТВ поразил вирус холопства и подобострастия. По всем программам — сериалы про трогательные отношения господ и рабов. Я не о «Рабыне Изауре» и нищих пеонах в белоснежных подштанниках. На кой нам пеоны, если имеется собственная «Бедная Настя» — сериал, вновь поплывший в эфирном гламуре, как муха в варенье! Посредством «Бедных Насть» прошлого поддерживается видимость социального равенства в настоящем. Эффект получается противоположный: на фоне кризиса приторные программы про звёзд и дворян — чистой воды пропаганда идей марксизма о воспитании классовой ненависти к угнетателям, что уже смешно.
Сколь радует душу зрелище портретов славных выходцев из дворянского сословия: мореплавателей, военачальников, учёных! Но почему нам упорно навязывают их потомков, ничем себя не прославивших, но живо интересующихся восстановлением привилегий и родовой недвижимостью? Некий обладатель звучной фамилии, выступая по Первому каналу, заявил: «Сама принадлежность к славному роду уже должна вызывать трепет и почитание». Правда, не сказал, у кого.
Несмотря на интересное сочетание имени и фамилии, у меня в роду дворян — раз-два и обчёлся. «Хушь плачь», как выразился бы Зощенко. За редким исключением предки мои гнули спины крепостными на землях графа Шереметева; их забривали в солдаты на четверть века; они шли с кистенями на большую дорогу или становились казаками и уходили осваивать вольные сибирские просторы.
Я не сильно огорчён дефицитом дворянской крови в моём организме. И даже готов оказать посильную творческую помощь телевидению, явно переживающему кризис идей. Идея моя полностью оригинальна: ток-шоу с участием наследных дворян и потомков мастеровщины, дворни, трактирных половых, бурлаков, фабрично-заводских рабочих, монастырских крестьян. Всех тех, кого благородное сословие именует «чернью», «быдлом» и «чумазыми».
В мирных беседах за чаем мы выясним, как жил простой люд раньше и как бытуют его потомки теперь; что следует вернуть из прошлого, а на чём поставить крест; готовы ли мы вставать под дворянские знамёна и какими народными средствами лечится тошнота от «звёздной болезни» нашего телевидения.
Николай РОМАНОВ