Мне казалось, что проблемы второгодников не существует.

Unsplash
Нет, не казалось: я был уверен, что на второй год в школах давно уже никто никого не оставляет.
На всякий случай решил уточнить и позвонил знаменитому московскому педагогу, одному из лучших директоров школ Москвы Евгению Александровичу Ямбургу и спросил его:
— Осталась ли практика оставлять школьников на второй год?
— Осталась, — ответил Евгений Александрович, — куда же она денется. Второгодники были, есть и, к сожалению, будут.
Давным-давно я предлагал телевидению и редакции газеты «Комсомольская правда» провести круглый стол. Тема — второгодники.
Найти человек сорок второгодников и посмотреть, как сложилась их жизнь. Я даже кое-что сделал в этом направлении и выяснил, что из второгодников вышли неплохие учёные, прекрасные директора производств, талантливые организаторы.
И вот уже много-много лет я пытаюсь уговорить Министерство просвещения в приказном порядке отменить второгодничество.
Как же так? У человека по всем предметам двойки — и переводить его в следующий класс?
Да, переводить. И даже выдавать аттестат зрелости с двойками. Ничего страшного в этом нет. За молодыми людьми оставляется право взяться за ум и подготовиться и поступить в институт или колледж.
Пора понять: второгодничество никому ничего не даёт.
От повторного прослушивания того или иного предмета знания у ребят не увеличиваются.
В голове второгодника всегда звучит одно и то же: я вроде это знаю, в прошлом году проходил.
К второгодникам отношение презрительное как среди учеников, так и среди учителей.
Только при одном условии можно разрешить повторное прохождение курса в школе: если ученик пропустил больше трёх четвертей занятий по болезни. Других причин не должно быть. Но и сейчас, если школьник находится на длительном лечении, в больницах и санаториях действуют учебные программы, различного типа школы.
Бывают ситуации, когда не дано человеку понять те или иные основы математики, физики, литературы, русского языка.
Не дано — и всё тут.
Нужно проявить к таким школьникам снисходительность.
Конечно, у талантливого учителя и отпетый двоечник будет знать предмет. Но где их взять, талантливых учителей?..
Школа предоставляет возможность учиться, но не может заставить, если ученик не хочет заниматься. Второгодничество лишь усугубляет проблему, а не устраняет и не решает её.
Второгодничество создаёт лишние проблемы в классе, наносит психотравму детям, испытывают сложности учителя.
Вот я и предлагаю второгодничество отменить в административном порядке.
Второгодники — это лишняя трата денег, пустая и никому не нужная.
В большинстве случаев второгодники не в состоянии закончить среднюю школу. Но я абсолютно уверен, из каждого второгодника можно сделать троечника. Второгодничество — это нередко крест на судьбе того или иного школьника. Крест, который он должен нести всю свою взрослую жизнь: он(а) был(а) второгодником.
Если второгодничество отменят, повторяю, от этого выиграют все: школьники, учителя, родители и общество в целом.
Так давайте так и поступим.
И если получает школьник аттестат с двойками, он всё равно имеет право готовиться к поступлению в институт, сдавать экзамены, получать среднеспециальное или высшее образование и стать тем, к чему у него есть призвание.
Сегодня, когда можно учиться на коммерческой основе, при желании всегда можно получить высшее образование.
Второгодники — это серьёзная проблема, и её вполне реально решить так, чтобы в выигрыше оказались дети, взрослые и общество в целом.
Владимир Шахиджанян