У меня собралось много предложений, как улучшить нашу школу. Постараюсь каждый день публиковать по одному предложению. Всё конспективно.
Тринадцатый выпуск
Многие учителя боятся компьютера. Как пользоваться тем или иным редактором? Как поменять один браузер на другой? Как записать звук?
Компьютерную грамотность плохо преподают в школе. Компьютерная грамотность начинается с того, что человек в работе за компьютером использует слепой десятипальцевый метод набора.
Этим способом не владеют сотрудники Министерства просвещения.
Ученики хорошо владеют компьютером. А вот что касается набора, то тут они, как и учителя, пользуются двумя-тремя пальцами.
Каждого школьника надо научить слепому десятипальцевому методу работы за клавиатурой компьютера. Научить, чтобы он берёг свои глаза, нервную систему и не травмировал шейные позвонки.
Научить, чтобы каждый школьник и школьница, став взрослыми, могли набирать одну страницу текста за 5-6 минут, а не тратить на это 40-45 минут.
Я говорил со многими директорами школ: «Давайте используем "СОЛО на клавиатуре", научим старшеклассников и учителей правильному набору». Директора меня не поняли. «Мы же так быстро не думаем — одного-двух пальцев вполне хватает», — вот их ответ.
Правда, среди директорского корпуса есть и исключения: в Москве знаю руководителя 109-ой школы Евгения Ямбурга. Он набирает слепым методом. Он прошёл «СОЛО на клавиатуре».
Министр просвещения С.С. Кравцов — в прошлом учитель информатики. Я был уверен, что с его приходом в министерство в школах начнут обучать слепому методу набора. Ошибся.
Но, ладно, не учат школьников, а учителя?! У них же планы уроков, всевозможные отчёты, письма родителям — это всё набор.
Повторю то, что говорил тысячу раз: хорошо бы серьёзно отнестись к компьютерной грамотности и начать с того, чтобы обучить всех учителей и директоров школ набирать слепым десятипальцевым методом.
А дальше пойдёт автоматом: учителя научат школьников, и через некоторое количество лет мы станем грамотной страной в компьютерном плане.
Четырнадцатый выпуск
Как хорошо в своё время сказал знаменитый ученый Сергей Капица:
«Если бы вместо миллиардов, которые тратятся на вооружённые силы, нашлись бы миллионы на образование и здравоохранение, то для терроризма не было бы места...»
Хотим мы того или не хотим, интернет прочно вошел в нашу жизнь.
Мне думается, что мы недоиспользуем возможности интернета в деле воспитания и обучения наших детей. Да, есть огромное число платных и бесплатных сайтов, но большинство выглядят весьма самодеятельными. Пора подумать о создании серьёзного портала для школьников разных классов.
Давайте помечтаем. Хочет школьник музыку — раз, и на этом портале есть такой раздел.
Любишь кино — нет проблем. Интересуешься театром — всё для тебя.
Думаешь, как найти призвание, — задаёшь вопрос и попадаешь в соответствующий раздел.
У каждого школьника появится возможность проявить свои способности, вести свой журнал, осваивать любимые предметы с лучшими преподавателями. Здесь же школа будущего президента.
Да, потребуются большие финансовые вложения.
Да, потребуется привлечение интересных режиссеров, сценаристов, художников, редакторов, продюсеров.
Овчинка выделки стоит. Если мы сможем создать такой портал, то через 10-11 лет получим новое поколение — умное, образованное, воспитанное и развитое.
Школьник поймёт, что его здесь понимают.
Запрещено ругать, упрекать, обижать, стыдить, унижать.
Постоянно убеждать всех участников портала: вы великолепны, вы талантливы, вы умны, вы можете достичь любой поставленной цели.
Здесь школьник получит ответ на любой вопрос.
Как быть, если тебе не нравится учитель? Как поступить, если тебе хочется сбежать из дома от строгих родителей? Как добиться, чтобы девочка (мальчик) посмотрела на тебя?
Мы хотим новой школы. Создадим её в интернете. Мы хотим получить образованных людей. Начнём со школьников младших классов.
Интерактивность. Использование театра, музыки, кино, литературы.
Когда представляешь возможности интернета, понимаешь, что они безграничны.
Из интернета в реальную жизнь. Всё лучшее и самое интересное сначала в сети, затем в жизни.
Пока министерство просвещения этим не занимается. «Интернет — не наше ведомство».
Пока Минцифры этим не занимается. «Просвещение — не наше ведомство».
Пока Минкульт стоит в стороне. «У нас своих забот хватает».
А мне представляется, что создание подобного портала для школьников, потом для студентов и отдельно для учителей — дело государственной важности.
Писал обо всём конспективно.
Как, на ваш взгляд, интернет может решить проблемы воспитания и образования? Что в этом плане можно и нужно сделать? Обсудим.
Пятнадцатый выпуск
Проведение ежегодного конкурса «Учитель года» с награждением победителей в Кремлёвском дворце — дело хорошее и нужное.
Выступают лучшие артисты, вручаются призы и премии, и вроде демонстрируется полнейшее уважение со стороны общества учителю.
Но мне думается, этого мало.
Министерство просвещения, Российская академия образования, радио и телевидение, газеты и журналы, популярные интернет-порталы в ежедневном режиме должны работать на авторитет учителя. Мне думается, во всех городах имеет смысл поставить памятник учителю. И не обобщённый, а конкретный: лучшему учителю города, учителю, сделавшему большой вклад в развитие педагогики.
Помнится, в недалёком прошлом в больших всюду стояли памятники В.И. Ленину. Порой интересные, а чаще всего безлико-стандартные.
Вот я и предлагаю поставить как можно больше памятников замечательным учителям нашей страны. Персональных памятников.
Вспоминаю прошлое. После выхода на экран фильмов «Сельская учительница» (1947 г.), «Учитель» (1939 г.), «Доживём до понедельника» (1968 г.) конкурс в педагогические институты возрастал до небес.
Где сегодня интересные сериалы на школьную тему? Где сегодня талантливые фильмы, рассказывающие об учителях? Их нет.
Сериал «Школа» Валерии Гай Германики не в счёт. Я говорю не о работах критической направленности, а о мерах, которые должны приниматься государством для поднятия авторитета учителя.
С обычными, рядовыми учителями, работающими в небольших городах и деревнях, должны постоянно встречаться руководители нашей страны, министры, депутаты. Да и Совет Федерации, как и Государственная Дума, постоянно могли бы рассматривать проблемы, связанные с учителями.
За наплевательское отношение к просьбам учителей, формальное рассмотрение их предложений, требований и жалоб должны приниматься самые строгие меры.
От учителей зависит будущее нашей страны, и мы этого никак понять не можем.
Как сказал один большой начальник в узком кругу, учителя люди сознательные, шествий в защиту своих прав не организуют, поэтому их можно финансировать по остаточному принципу. Это ужасно.
Шестнадцатый выпуск
Красивая, энергичная, подтянутая. Бодрый голос, прекрасная улыбка. Здоровый цвет лица. Хорошая прическа.
Это портрет учительницы первого года работы.
Один выпуск, второй, третий, четвертый... Учительница ходит, с трудом передвигая ноги, нередко появляется одышка. Поредели волосы. Старая кофта. О маникюре давно забыла. Старается не улыбаться — нет передних зубов, а протезирование невероятно дорогое.
Это портрет учительницы предпенсионного года работы.
Пожилые учителя — это старая и больная тема.
Учительница вышла на пенсию и становится никому не нужна. А ведь учителей-пенсионеров можно использовать в качестве внештатных методистов, репетиторов. Их опыт необходимо передавать молодым.
И, конечно, целый ряд льгот должен полагаться учителям на пенсии!
Во-первых, повышенная пенсия.
Во-вторых, бесплатное, на самом высоком уровне, медицинское обслуживание.
В-третьих, льготы для приобретения лекарств, путевок в санатории и дома отдыха.
А если вдруг учительница остается одна, без родственников? Так получилось: детей нет, с мужем давно рассталась или вообще не была замужем... Как жить?
Работающие учителя должны постоянно бывать у такой учительницы. Помогать в решении бытовых проблем, помогать скоротать одиночество.
Районным властям необходим план помощи учителям на пенсии, чтобы они не чувствовали себя выброшенными на обочину.
Особенной заботы требуют сельские учителя. Если нужно — подправить дом, привести в порядок участок, предоставить машину для поездки к врачу. Это всё школа и районные власти должны брать на себя.
Посыл прост: учитель не должен чувствовать себя забытым и никому не нужным. Отработал 30-40 лет — иди умирай.
Просьбы учительства должны решаться в первую очередь. Врачи и учителя — главные люди на селе. Врачам и учителям — максимум льгот. И для этого необходимо максимально использовать повзрослевших учеников.
Бывшие ученики, а ныне мужчины и женщины могут многое сделать для школы, которая их учила, и для учителей, вышедших на пенсию.
Семнадцатый выпуск
От слов к делу
Мы учителей хвалим, ценим, окружаем заботой, проводим различные конкурсы. Но большинство мероприятий (какое казённое слово — «мероприятий») носят, повторяю, формальный характер. Они делаются для галочки.
Для учителей необходим свободный проход в театр, бесплатно. За день до спектакля учитель звонит в театр и заказывает два места. Повторяю: бесплатно!
И в музеи учитель имеет право ходить бесплатно.
В любой музей на территории России любое количество раз.
И в кинотеатры для учителей проход бесплатен.
То же самое на различные лектории, концерты, выставки и другие общественные (какое казённое слово!) мероприятия.
Каждому учителю выдавать удостоверение, и оно должно действовать лучше, чем удостоверение депутата.
Я говорю о льготах и правах.
Учитель может бесплатно пользоваться городским транспортом. Учитель имеет право на внеочередное обслуживание в медицинских учреждениях.
И конечно, мы должны оказывать учителям помощь в приобретении социального жилья: значительные скидки на ипотеку, серьёзные скидки по оплате коммунальных услуг, постоянные скидки, связанные с сельским приусадебным участком.
Жильё должно предоставляться в шаговой доступности от школы, где работает учитель.
Как и депутатов различных уровней, так и учителей, без согласия районных властей, не имеют права задерживать в полиции, подвергать обыску, арестовывать и так далее.
Учителю предоставляется право: в любом магазине скидка до 50 % при приобретении книг.
Если учитель не хочет работать в школе (это относится к молодым учителям прежде всего), то ни в коем случае нельзя заставлять его это делать. «Как же так, — скажет иной, — педагог учился, государство тратило на него деньги, пусть голубчик отрабатывает».
Учитель, работая по принуждению, нанесёт вред больший, чем если бы учителя по тому или иному предмету не было вообще. Это издержки, на которые государство вынуждено согласиться.
Школам необходимо дать право принимать на работу специалистов без педагогического образования. Инженеры, физики, химики, профессиональные биологи и географы, спортсмены, литераторы, историки, не имея специального педагогического образования, могут стать хорошими учителями, если они любят детей и их влечёт школа. Основам педагогики легко научиться за короткое время на специальных курсах.
Если мы ценим учителей, если мы любим учителей, если мы заинтересованы в развитии школы, то всё это необходимо сделать. И это хорошо скажется на процессе обучения и воспитания (какие затёртые слова) подрастающего поколения.
Восемнадцатый выпуск
В современной школе, говорю об учителях, слишком много женщин. Требуются мужчины! Где их взять?
При всей моей любви, уважении, почитании женщин, отсутствие мужчин на педагогическом процессе сказывается плохо.
Чем привлечь в школу мужчин?
Да, прибавить зарплату, и не исключаю, может быть, появятся учителя-мужчины. В предыдущей фразе главные слова: «может быть», ибо не факт, что появятся. Нужны более действенные меры.
Вот, например, такое предложение: начиная с первого класса, учителя должны внимательнее отнестись к своим ученикам-мальчикам. Если кто-то из учеников хорошо рассказывает (объясняет), проявляет (выказывает) педагогические способности, то к таким мальчикам особое отношение. Максимально поддерживать их способности, относиться к ним бережно.
Вспомним слова поэта Бориса Слуцкого: «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами». Да-да, педагогические способности, как и любые другие, закладываются и развиваются с детства.
Из класса в класс, с первого по одиннадцатый, хорошо бы укреплять в школьнике и развивать педагогические навыки, и тактично, спокойно, постоянно внушать: «Ты прирождённый педагог. Тебя ждёт прекрасное будущее».
Понимаю: воспитание мужчин для собственной школы — дело долгое. Но быстро пройдут 16 лет (11 в школе и 5 в институте), и мужчины в школе появятся.
Начиная с пятого-шестого класса, направлять таких подростков в начальную школу — играть с детьми, проводить зарядку, организовывать соревнования, игры, быть судьёй при разрешении ребячьих конфликтов.
По выпуску из школы давать таким детям характеристики-рекомендации для поступления в педагогические вузы. Такие рекомендации должны иметь формальный вес, добавляя 2-3 балла для поступления.
Ещё одно предложение. Разрешить переход из технических вузов в педагогические (независимо от города) без потери курса.
Начиная с первого курса, в педагогических вузах необходимо проводить совместные вечера с техническими (мужскими) институтами. В Москве это, скажем, Московский государственный технический университет им. Баумана и Московский педагогический государственный университет.
Влюбляясь в будущих учительниц, юноши из технического вуза захотят переходить в педагогический, — чтобы быть рядом с той, в которую влюбился.
Конечно, в каждом педагогическом вузе должны быть свои программы, серьёзные спортивные секции, интересные технически кружки, направления для привлечения юношей в институты, готовящие учителей.
Понимаю, это не хорошо, но стоит подумать о возможностях, чтобы юноши, занимаясь в педагогическом вузе, имели приработок. Солидный приработок.
Платить стипендию больше, чем девушкам, некрасиво. Но можно юношей брать в педагогические институты и зачислять на те или иные должности, за которые полагается зарплата, разрешая при этом заниматься на дневном отделении. Так, насколько я знаю, поступают в университете «Синергия». Это хороший опыт. Его стоит использовать.
И вопрос с армией. Хотим, чтобы в школе появились мужчины-педагоги — освобождаем их от службы в армии, организуем в военных училищах педагогическую практику в школе. И если кто-то захочет по окончанию военного вуза работать в школе (не сомневаюсь, такие люди появятся — не сотни, не десятки, а единицы, но появятся), такую возможность предоставляем, сохраняя воинское звание лейтенанта и разрешая по окончанию военного училища выбирать город для работы в школе.
Приглядываемся с особым вниманием к мальчикам из детских домов. Тем, у кого обнаруживаем педагогические (лидерские) склонности, всячески помогаем при поступлении в педагогические вузы. И, конечно, способствуем получению жилья (воспитанники детдома официально имеют право на получение комнаты или квартиры при наступлении 18 лет). И максимально опекаем таких юношей первые два-три года работы, чтобы молодой учитель (бывший детдомовец) смог основательнее освоить азы профессии.
Учитель, бывший детдомовец, может стать блистательным педагогом, ибо он прошел суровую школу и лучше многих знает трудности жизни.
Объявляем дополнительный набор в учительские кадры среди инженеров, работающих на производстве, среди научных сотрудников, биологов, географов, историков... Организуем для них специальные педагогические курсы.
Ещё предложение, как мне кажется, самое действенное: на государственном уровне разрешить мужчинам учителям работать в школе по совместительству, вести минимальное количество уроков (небольшая занятость), оставаясь при этом сотрудником высшей школы, работая в различных НИИ и на производстве. Но это правило — только для мужчин.
Если использовать все предложения (уверен, их может быть больше), мы добьёмся: в школах появятся мужчины — не только трудовики, физкультурники и «ОБЖшники», но и педагоги по другим предметам.
А с приходом мужчин расцветут девушки и молодые учительницы (не только молодые!), и в целом лучше пойдёт педагогический процесс. А следовательно школа начнёт работать эффективнее и результативнее.
P. S. Наверняка у постоянных читателей моего телеграм-канала есть много других идей, как привлечь в школу мужчин. Надеюсь, что вы ими поделитесь в нашем чате.