9 мая нам обычно показывают самые удачные, самые стоящие фильмы о Великой Отечественной войне. По-другому и быть не может. Но вот ведь какая штука – оказывается, может. Но это моё личное мнение, которое кому-то может показаться неверным. Никому его не навязываю, но высказать имею право.
1941-й год. В 35 километрах от Москвы наш танкист Коля со своим экипажем бьётся с целой ротой (!) немецких танков. Всех побивает, остаётся целым только танк Клауса – немецкого командира роты. Он-то и переигрывает нашего Колю.
Наш герой томится три года в концлагерях, нигде не называя ни имени, ни фамилии, ни звания, совершает семь побегов (заметим, цифра нескрываемо сказочная) и прибывает в 1944-м году в концлагерь на территории Германии, где его поджидает тот самый Клаус. Здесь Колю ждёт смерть, но Клаус предлагает ему отсрочку, если он, Коля, станет мишенью для немецких курсантов-танкистов.
Разговор о сделке идёт с участием переводчицы, красивой русской девушки с нашивкой на груди «OST», которой Коля сразу нравится, и ради которой наш герой соглашается ещё пожить. Но ему надо набрать экипаж. И он, среди 18 тысяч узников, как по заказу находит тех троих своих ребят, вместе с которыми дрался под Москвой.
Им дают подбитый танк «Т-34», надо только его подремонтировать. Но внутри танка – останки советских танкистов. Их надо с почётом похоронить. Клаус великодушно разрешает. И Коля хоронит, закапывая вместе с останками оставшиеся в танке снаряды, которые ему скоро пригодятся. Ведь он не хочет быть безоружной мишенью для курсантов.
Лопоухие конвоиры, конечно, ничего этого не замечают.
Коля решает устроить в Фатерланде кровавую бучу, но у него нет шансов уйти к своим. Границы танкового полигона заминированы по всему периметру. А дизельного топлива в баке – всего на 30 километров. Да и в какую сторону рвануть, чтобы добраться до своих – непонятно.
Чтобы выкрасть карту, нужно сделать слепок с ключа от двери кабинета. Этот риск берёт на себя русская переводчица. Отчаянной девушке мешает немецкий офицер. Открытая дверь кабинета кажется ему странной.
Ещё удивительней поза, которую успевает принять отважная переводчица. Офицер видит её в постели, с обнажённой красивой грудью. Откуда постель в кабинете? Почему переводчица в постели? Это ничуть не удивляет офицера, и он удаляется чуть ли не на цыпочках.
И вот – охота немецких танкистов за нашим Т-34 начинается. Снайперским выстрелом из выкопанных из могилы снарядов Коля сносит башню немецкой «Пантере» и устремляется к воротам. Его пытаются подбить из пушек, из танков, но он словно заговорён. Пушек и танков почему-то нет только у ворот, где они и должны быть.
И вот наши герои мчатся по автобану. В пути заправляются соляркой на бензоколонке, которая тоже оказывается ничем и никем не защищённой.
А немцы бестолково мечутся, как в каком-нибудь довоенном советском фильме. Зато какие краски, какой звук, какие спецэффекты, какой драйв! Голливуд отдыхает.
Но где же переводчица? А немцы почему-то выпускают её за ворота танкового полигона. И вот она уже ждёт Колю на обычной автобусной остановке. Туда он и подъезжает на своей тридцатьчетвёрке. Теперь у него и соляры полный бак, и красивая переводчица с подробной картой местности.
Но где же Клаус? А сказочный немецкий герой летит на самолёте (почти как на ковре-самолёте), ищет нашего Колю. И, конечно, видит его танк с воздуха. И пересаживается Клаус в свою «Пантеру» и занимает то место в городке, где по его расчётам должен появиться Коля.
И точно! Коля появляется именно там. Как по заказу.
Сценарист и режиссёр хотят показать нам, что два героя друг друга стоят. Вот и в последнем поединке они одновременно поражают друг друга снарядами. Но Клаусу достаётся больше.
Выбравшись кое-как из танка, он не в состоянии выстрелить из пистолета в Колю, а Коля гуманно не стреляет в него из винтовки. Танк Клауса сползает к краю моста, а Коля зачем-то протягивает смертельному врагу руку. Нет, это не желание удержать. Это рукопожатие. Вот ведь как!
Коля воздаёт должное Клаусу.
Всё по голливудской схеме – главный герой и его враг должны быть похожи. Чтобы зритель не сомневался в этом тождестве, актёры подобраны даже внешне похожие, ну просто братья.
Клаус, конечно, эффектно грохается вместе со своим «тигром» в реку, а Коля с экипажем идут дальше пешком. И переводчица ждёт их именно на том поле, куда они накануне ткнули пальцами в карту. Как девушка туда дошла ночью, без компаса и без карты – опять-таки и загадка и чудо.
Если бы сюжет был основан на реальном факте, об этом было бы заявлено в титрах. Но факта такого не было. Сказочный сюжет сочинён, высосан из пальца.
«Т-34» в ряду зрительских разочарований занимает особое место. Фильм заманивает святым и посягает на святое. Победители складывали головы, внуки огребают на этих жертвах миллиардные бабки, сочиняя чудесные подвиги дедов.
Подвиги были, и несть им числа, и чудес хватало. Но то была реальная война и реальные чудеса, а тут чистая коммерция. Тут даже пропаганды нашей непобедимости нет. Потому что непобедимость не может быть сказочной и смешной.
А уж когда наш Коля пожимает руку Клаусу, тут вообще не до смеха.
Ну посмотрите сами 9 мая. Может, я не прав. Может, я что-то не так понял.
Виталий Ерёмин