Дирижёры мне всегда казались загадочными фигурами. Я и представить себе не могла, что соприкоснусь с этим.
Поступив в пединститут, я думала, что моя специальность – фортепиано. Оказалось, не это главное. Главное – дирижирование. И готовят здесь не учителей музыки для музыкальных школ, а учителей музыки для общеобразовательных школ. И на госэкзамене нужно дирижировать живым хором из однокурсников.
Первое занятие
Дирижирование начинается с осанки. Потом движения рук – плавные и чёткие, как будто рисуешь кистью. Громче звук – сильнее нажим. Разные размеры – две четверти, три четверти, четыре четверти – разные схемы движений. Кроме ритма и громкости, масса других нюансов.
Всё вместе – как индийский танец руками – каждое движение что-то значит, а в целом – законченная композиция. После занятия: в голове – сплошное восхищение, в руках – полная неразбериха.
Вокал
Для меня вокал оказался очень сложным предметом – я не пела во взрослой жизни. Теперь нужно было забыть жившее во мне «я не пою», и каждый семестр учить новые вокальные произведения.
У меня были разные педагоги, и я почувствовала, как важно, кто и как занимается постановкой голоса.
Были занятия, где происходила потрясающая настройка – и физическая - всего голосового аппарата, и психологическая – моего внутреннего состояния. Тогда у меня исчезал страх перед неправильно взятым звуком, и появлялся голос – такой яркий и звонкий, что казалось, поёт кто-то другой.
Были занятия, суть которых выражала фраза: «громче и эмоциональнее». Тут происходил зажим, и голос терялся. По идее, всё верно: исполнение должно быть эмоциональным, и звук, правильно сформированный, летящий свободно, будет громким. Но достичь такого исполнения можно только тогда, когда внутри чувствуешь себя свободно, когда эмоции переполняют, и ими хочется поделиться. А продемонстрировать то, чего нет, или, по крайней мере, не ощущаешь, просто невозможно.
Вот и получалось, что после одних занятий я шла домой окрылённая, и казалось – всё могу!, а после других уставала так, что иногда на несколько дней теряла голос.
Фортепиано
Первое занятие по фортепиано было курьёзным. Оказалось, что длинные узкие носки сапог мешают нажимать на педаль – педаль короткая, и носок упирается в стенку пианино. На следующее занятие пришлось надеть старые тупоносые сапоги. Забавная ассоциация – как постриженные ногти на руках.
На первой сессии я с удивлением узнала, что у меня экзамен. Конечно, вовремя я подготовиться не могла, и поэтому на экзамен пошла через неделю – сразу пересдавать. Профессор, принимавшая у нас экзамен, спросила, где я училась раньше. Я бодро назвала музыкальную школу, с поправкой: «очень давно это было». Дата окончания музыкальной школы и инженерная специальность произвели впечатление.
Наверное, поэтому «тройку с плюсом» мне исправили на «четверку с минусом».
Потом, когда я рассказывала дома об экзамене, старший сын сказал:
– Всё понятно, тебе поставили «четверку» за выслугу лет!
Алла Азарх