К концу учёбы я узнала, что на нашем факультете готовят не только преподавателей музыки, но и преподавателей художественной культуры – такой предмет только недавно ввели в старших классах.
Поэтому, к неудовольствию преподавателей музыкальных дисциплин, на 5 курсе много часов отдали совсем немузыкальным предметам: истории изобразительного искусства, истории театра, основам материальной культуры, методике преподавания художественной культуры.
Но как же интересно было ощущать время в разных сферах жизни и искусства! Появилась цельность в восприятии эпох: одежда, быт, архитектура, живопись, музыка, литература, театр, исторические события – всё было взаимосвязано, всё сливалось в одну картину. События становились зримыми, и мне на удивление легко стало запоминать даты и имена.
Основы материальной культуры
Я и не представляла, что может быть такой предмет – время, история сквозь призму быта и моды. Назывался он «основы материальной культуры».
Элегантная дама лет шестидесяти, историк по образованию.Лекцию читает легко, живо, рассказывает о средневековом быте, и, кажется, попадаешь в другой мир – так всё зримо. На этот предмет выделено лишь пару часов, поэтому главное – задание на следующую сессию, к экзамену. Нужно составить конспект – одежда разных эпох.
Она диктует нам обычную классификацию: Древняя Греция, Рим… Потом названия учебников. «О быте я расскажу вам на лекциях...»
Это было одно из самых замечательных заданий за все 5 лет учёбы!
Когда-то я купила себе огромную энциклопедию «Мода и стиль». Иногда открывала, с интересном читала, смотрела иллюстрации. Но все – отрывочно. А тут, благодаря заданию, стала читать (и конспектировать) систематически. Оказалось, так совсем иначе воспринимается время. Войны и революции – всё отражается в одежде и быте. Какие-то детали костюма вызваны практической необходимостью, какие-то – идеологическими требованиями, какие-то возникли из житейских случайностей, какие-то родом из царственных амбиций. Но так или иначе, все смены стиля имеют свою историю, и все исторические события находят в моде своё отражение.
И оказывается, многое, что кажется открытием сегодняшнего дня, уже было в жизни других людей, только давно – 100, 200 лет назад, а что-то гораздо раньше – в средние века или в древности.
В энциклопедии я нашла и ответ на некоторые вопросы, которые давно интересовали меня.
Например, я узнала, что мужские брюки появились благодаря Великой Французской Революции, их прародители – длинные холщовые матросские панталоны на подтяжках, а для женщин появление брючного костюма связано с модой на велосипед – в конце 19 века появились специальные женские костюмы с шароварами для езды на велосипеде.
Перед экзаменом мы сдали свои конспекты.
Для меня экзамен начался неожиданным вопросом:
– Почему конспект напечатан, а не написан от руки?
– Потому что набираю я быстрее, чем пишу.
– Может быть и так, но я не уверена, что это писали именно Вы, я ведь говорила, что конспект должен быть написан от руки. (Вот это я как раз и прослушала). Поэтому буду Вас спрашивать по конспекту.
Я обрадовалась.
И хотя я ответила не на все вопросы, искренний интерес к предмету сыграл свою роль – мне поставили «5». К тому же выяснилось, что источником для меня были не учебники, а энциклопедия «Мода и стиль», которую наша преподавательница очень любит, и экзамен стал как бы продолжением моего домашнего чтения.
Алла Азарх