Хореография не для слабых людей. Чтобы достичь нужного результата, иметь стальные нервы — обязательный критерий к отбору. Ежедневные тренировки, поломанные суставы и отсутствие свободного времени, изматывают организм до изнеможения. Ребёнку тяжело преодолевать такие нагрузки, но если ты не выдерживаешь этот темп жизни — уходи. Красивая картинка на сцене не говорит о сладкой жизни за кулисами.
Пройти через всю школу танца удаётся ни всем, но я смогла. Как человек из огромной армии хореографов, знаю все тонкости обучения будущих балерин. Расскажу с самого начала.
Измождённые ноги на камне
Предыстория
Маленькой девочке всего шесть лет. Она только пошла в первый класс. Весь мир кажется таким простым и ярким. Но, как оказалось, это мнение было ошибочным. Мама решила отдать меня в детскую хореографическую школу. Через 10 лет я должна была получить аттестат и уже иметь крепкую базу для получения профессии хореографа. На тот момент такой жизненный план казался более чем удобным. Как же мы тогда были неправы...
Начало
Своё первое занятие по классическому танцу я не забуду никогда. Мы будем прыгать, бегать и разминаться. Думала я до входа в кабинет. Преподавательница показалась мне человеком с большим сердцем. Глядя в её добрые карие глаза, я начинала чувствовать себя спокойно.
«Сейчас буду вас растягивать», — сказала нам эта добрая тётя. Концертмейстер начинает играть на фортепиано классическую музыку, преподаватель отбивать ритм... И тут я чувствую, как этот человек с добрым сердцем всей массой своего тела давит на меня, чтобы я могла лечь в складочку (сидя на полу, вытянуть ноги вперёд и наклониться всем телом вниз). Моё лицо от боли скрутило, а подколенные связки натянулись до такого состояния, что мне было больно согнуть ногу. Я кричала на весь класс, просила перестать давить на меня. В ответ было слышно «молчи, ты знала, куда пришла». Нет, я не знала, что здесь будут учить так. Пути назад уже не было.
Сгорбившись, со вторника по воскресенье я продолжала ходить на занятия. Фактически, выходной был в понедельник, но так было лишь на бумаге. Количество фестивалей и выступлений росло в геометрической прогрессии. Работы было так же много, как и негативных комментариев от преподавателей.
Нога, выкристаллизовавшаяся во льду
Воспоминания
Каждую субботу проходила так называемая «сводная репетиция». Здесь собирались ученики школы с четвёртого по десятый класс (примерно 200 человек), чтобы прорепетировать номера к следующему отчётному концерту.
Наш балетмейстер имела странную вещь в своём ежедневном образе — колокол из металла. Его она носила всегда с собой. Благодаря этой звонкой стилистической детали, все знали о начале репетиций или о недовольстве начальства. Как только был слышен шум от воспитанников школы, этот колокольчик из рук балетмейстера начинал глушить всех вокруг.
На одном из сборов такой громкий метод воспитания не помог. Во время прогонов танца разговоры всё равно продолжались. Тогда случилось что-то сверхстрашное. Преподавательница пыталась сдерживать себя, но не смогла. Её крики и ругательства были слышны везде, в каждом углу здания хореографической школы. Свою ораторскую речь она закончила тем, что швырнула железный колокол в нас. Наша команда успела увернуться, нам повезло. Но как бы учитель оправдывался перед родителями, если бы кому-то в лоб прилетел этот колокол? Вопрос до сих пор остаётся риторическим. После такой воспитательной работы вся аудитория утонула в загробной тишине.
... Самым любимым предметом за все 10 лет стал классический танец. Выражать себя при помощи пластичности рук и ног было всегда увлекательно. Если тебе грустно, то движения приобретают спокойный характер, а если весело — наоборот. Но больше всего мне нравилось заниматься у хореографического станка (горизонтальные брусья, необходимые в качестве опоры при выполнении разных упражнений и растяжки). Для разогрева мышц чаще всего используют «плие». Сгибание и разгибание ног помогает прогреть каждую клеточку тела. Чтобы не повредить связки, следует всегда до конца разгибать колени. Про это часто забывают, а вспоминают только в кабинете у врача, когда здоровье приходит в негодность. С плохой памятью наша группа никогда бы не столкнулась. Каждое движение выполнялось под чутким наблюдением балетмейстера. Единая погрешность в исполнение упражнения — удар рукой по ногам. В какой-то момент это уже казалось чем-то обычным. Боль от ударов заглушалась громким смехом после занятий. Вся эта поучительная процедура стала частью наших с коллегами приколов.
Эта школа хореографии стала для меня прежде всего школой жизни. Мои истории про обучение там могут продолжаться вечно. За десять лет меня успели несколько раз морально сломать и сразу же починить, вернуть обратно к существованию.
Мой рассказ на этом не закончен. Я буду и дальше писать про закулисье балерин. Пусть после этого материала у каждого сложится своё мнение, а мифы про сладкую жизнь балерин развеяться.
Анастасия Галаева