Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Видали мы таких актрис» (Часть 2)

На сцене вплоть до собственного столетия

Читать Часть 1

Зинаида Самойловна Либерчук родилась в Харькове, за год до революции. В первом классе сошлась с такой же шустрой и заводной, как она, девчонкой Танькой. В кружок акробатики, где можно ходить колесом? Вместе! В театральное училище, где можно вытрющиваться и строить рожи? Вместе! Но тут оказалось всё серьёзнее. 

Их наставником оказался выдающийся режиссёр, создатель знаменитого театра «Березіль» Лесь Курбас. Он профессионально разглядел в двух сорвиголовах артистические задатки и настойчиво порекомендовал поехать учиться в столицу. (Судьба Курбаса была трагична: обвинение в «украинском национализме», арест, лагеря, расстрел и – реабилитация и памятник в Киеве). 


Режиссёр, создатель знаменитого театра «Березіль» Лесь Курбас

И вот две юные харьковчанки в Москве. Поначалу – ночёвки на вокзале, на деревянных диванчиках. Затем, когда удалось попасть на курс прославленной Марии Бабановой при Театре Революции, пристроились в уголке гардеробной комнаты этого театра. Официальная дата приёма в театральную труппу – 1942 год. Полвека на сцене театра, переименованного сперва в Театр драмы, затем в Театр имени Маяковского. 


Зина Либерчук и Таня Карпова

В начале 90-х, уже в преклонном возрасте – отъезд для помощи семье внука. Он обосновался в Чикаго, успешный бизнесмен, обзавёлся четырьмя детьми. Потом правнуки подросли, оперились, и Зинаида Самойловна… вернулась к огням рампы. Из отрывков постановок, в которых играла в Театре Маяковского («Аристократы», «Медея», «Тевье-молочник») сконструировала моноспектакль. И с успехом выступала с ним перед русскоязычной общиной. Лишь считанных месяцев не дожила до собственного столетия. 

Спустя короткое время, на 103-м году жизни, скончалась её главная подружка, с которой они продолжали поддерживать тёплые отношения и на расстоянии, та самая харьковская Танька, ставшая Народной артисткой СССР, лауреатом Сталинской премии Татьяной Карповой, легендой Театра Маяковского. На его сцене она выступала свыше семи десятилетий. И делала это блистательно. Я видел несколько её работ. 


Народная артистка СССР Татьяна Карпова

Особенно запомнилась Клавдия, старшая дочь купца Ванюшина в вошедшем в театральную историю спектакле «Дети Ванюшина», поставленном главрежем Андреем Гончаровым. Психологически сложный образ в паутине неразрешимых, запутанных отношений отца с его шестерыми детьми, тянущими каждый в свою сторону. Великий Евгений Леонов в роли бессильного в своём отчаянии отца с такой страстью выплёскивал собственную ярость в одной из тирад, что расстёгнутая белая рубаха открывала налившуюся кровью грудь. За него делалось попросту страшно. А Клавдия в исполнении Карповой лишь подливала масла в огонь, делая это, как всегда мастерски.


Режиссёр Андрей Гончаров

На последующих репетициях, рассказывала Зина, Гончаров требовал от Леонова ещё большей отдачи, причём как всегда, не стесняясь, ни в тональности, ни в формулировках. «А что это вы на меня кричите?» – проговорил Евгений Павлович и вскоре покинул театр. Другие свыклись с манерой «Карабаса», как многие его называли, видя его талант режиссёра и получаемые результаты.

Зинаида Либерчук не достигла таких профессиональных высот, как её главная подруга. Одна из самых ярких ролей – Кормилица в спектакле «Медея». Мне довелось его видеть там, где спектакль был в 1961 году поставлен многолетним главрежем театра Николаем Охлопковым, – в Концертном зале имени Чайковского. Трагедии Еврипида как нельзя лучше соответствовало строение зала с его амфитеатром, наподобие древнегреческого, полуохватывающим приподнятые подмостки. 


Зинаида Либерчук в роли Кормилицы

Напомним: мстя неверному мужу Ясону, Медея убивает своих детей. Оплакивает горькую судьбу Медеи Кормилица – Зинаида Либерчук. Причём делает это с такой страстью и самозабвением, что оказывается одним из самых заметных персонажей. 

И всё же, думается, главный талант Зины был не в актёрстве, а в той душевной щедрости, с которой она заботилась о своём Илье. Это выходило далеко за круг чисто бытовых вопросов – она была советчицей, чуть ли не соавтором, и уж непременно самым первым, строгим и доброжелательным критиком его музыкальных работ. 

С тех пор, как решением наркома Луначарского молодой преподаватель ГИТИСа Илья Меерович, ведущий курс «Музыка в драматическом театре», в начале 30-х годов был назначен заведующим музыкальной частью Театра Революции, он не в теории, а на практике осуществлял органическое присутствие на сцене двух муз – Мельпомены и Эвтерпы. Одна «заведовала» трагедией, то есть в широком смысле театром, другая – поэзией и, главное, музыкой. Редкое дарование Ильи Михайловича как композитора театра позволило этому коллективу создать целый ряд спектаклей, где музыка делала характеры объёмными, создавала ритмическую организованность спектакля, далеко выходя за рамки чего-то второстепенного и подсобного. 

Вклад композитора в создание спектаклей отмечал известный специалист в области театрального искусства и телеведущий Виталий Вульф: «Мало кто обладал умением Мееровича писать изящные музыкальные миниатюры и вкладывать в самую сжатую форму сконденсированное и действенное содержание. Его музыка всегда звуково дополняла сценическую конструкцию. Способность Мееровича верить в тех, с кем он работал, способность точно улавливать «воздух» театра, настроение окружающих сделали его человеком, крепко привязанным к делу. Он всегда был нужен тем, кто работал с ним рядом».

Меерович, к слову ещё и дирижёр театрального оркестра, действительно старался выполнять не только требования, выдвигаемые постановщиком спектакля, но и ведущих актёров. Однажды это создало стрессовую ситуацию, причём в сложнейший для коллектива момент – когда театр (тогда он ещё именовался Театром Революции) в начале войны работал в эвакуации в Ташкенте.

Читать Часть 3

Владимир Житомирский

982


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95