Вокальной группе ViVA недостаточно просто петь хорошую музыку - она одержима каким-то новаторством. Заходим на их сайт, читаем: «ViVA – это первый вокальный проект, объединивший в себе пять солистов лучших оперных театров России и Европы, звезд мюзиклов, участников международных ТВ-шоу». Ну надо же, «первый вокальный проект». А остальные вокальные проекты. которые существовали до ViVA, откуда брали своих участников, как формировали составы? Неужели в них не входили солисты оперных театров и участники международных ТВ-шоу?
Пресс-релиз нового альбома тоже содержит любимое коллективом слово «первый»: «Это первый случай в истории, когда солисты музыкальных театров выпускают альбом авторской музыки». Строго говоря, солисты музыкальных театров выпустили сотни альбомов авторской музыки. Если же имелись в виду именно вокальные группы, то да, для них типичнее переработки известного материала, а не запись оригинальных произведений. Но ведь некоторые из них тоже пытались, причём задолго до группы ViVA. Большинство этих попыток слушателям не запомнились, потому что группы не смогли найти собственный удачный репертуар: оригинальные треки, как правило, звучали менее интересно, чем перепевки.
Как мы видим, это не остановило группу ViVA - она, вероятно, вознамерилась стать ПЕРВЫМ вокальным коллективом, выпустившим удачный альбом своих песен, а не каверов. Получилось ли это? Мнения расходятся.
Уточню, что известные композиции тут всё-таки есть - например, «Я не забуду тебя никогда...» Владимира Кузьмина. Поскольку она всем хорошо знакома, по ней легче оценить нюансы творческого метода проекта ViVA. Каждый из пяти солистов вокально подготовлен определённо лучше Кузьмина - поёт гораздо чище, хотя, может быть, в шероховатостях оригинала было больше душевности. Но сейчас не об этом. В квинтете ViVA все голоса хороши, но никому из них - ни лирическому тенору, ни басу-баритону - не позволено спеть песню целиком. Да даже больше строчки не всегда получается: произведение разделено между вокалистами «по справедливости», каждый может себя проявить (если успеет), но при этом совершенно не учитывается, что сопереживать пяти мужикам, поющим серенаду одной девушке, довольно странно. Вместо песни о любви получается вокальный аттракцион.
Та же проблема возникает и с неизвестными песнями. «Основная мысль альбома – рассказать о том, ради чего на этой земле живут мужчины: любить и оберегать своих жён и детей, быть лидерами, ставить цели и достигать их, невзирая на обстоятельства». Но авторы редко сочиняют коллективные признания пяти женщинам, речь в песнях чаще всего идёт об одной девушке, поэтому многоголосье не слишком подходит для любовной тематики. Группу ViVA, судя по всему, это не смущает: они вообще не про нежность, а про громкость и чёткую артикуляцию. Почти все новые песни, записанные для этого альбома, сделаны в стиле ретро, причём старожилам их мелодии напомнят произведения про партию и комсомол. Некоторое время ViVA придерживается любовной тематики, но в номере «Великолепная страна» (и некоторых последующих) переходит на дистиллированный патриотизм. Право, советские певцы даже Ленина так не хвалили в 70-е. Но с любовью к Родине у ViVA такая же загвоздка, как с любовью к женщине: нет полутонов, сплошные вокальные атаки, не вызывающие у слушателя никаких эмоций, кроме болельщицких похвал типа «а вот эту строчку он круто спел».
Алексей Мажаев, InterMedia