Самая сложная профессия на свете — быть родителем. Чем старше я становлюсь, тем отчетливее это осознаю. Не может быть ничего более ответственного, чем воспитать хорошего человека, достойного общества.
Хотя что такое «хороший человек»?
«Пять обезьян», Жорж Сёра, 1885
Многие отечественные и зарубежные философы, психологи и медики (буду уж говорить начистоту — психиатры) определяют нормального человека, как некий воображаемый эталон морали и принципов. Никто обычно не задумывается о том, что этот эталон не имеет возможности обладать каким-либо характером. Ведь если все мысли, чувства, действия человека находятся в полном равновесии, то уже нельзя говорить об обладании индивидуальностью!
Идеальный характер — это утопия, фикция.
Совершенно естественно, я бы даже сказала — природно-естественно, иметь характер с разными оттенками, своеобразием, плюсами и минусами. Думаю, это первое и неоспоримо важное положение для любого «действующего» или будущего родителя.
То есть, перевожу на русский язык: вы не сможете вырастить идеального человека.
Из этого тезиса, на мой взгляд, уже вытекают все остальные принципы воспитания. Вместо того, чтобы нагромождать текст скучной теорией, я приведу свой собственный пример. И опять про мою маму!
Наверное, у меня сейчас такой возраст, который подразумевает переоценку семейных ценностей.
Из периода пубертата, периода гормональной и эмоциональной бури, из периода максимализма и негативизма я как-то незаметно перешла на этап размышлений о семье.
Так что, не суди меня предвзято, строгий читатель! Я просто пытаюсь понять, как работает жизнь.
Не суди меня строго и мама! Если ты это читаешь, то знай, что это сугубо субъективное мнение.
Детство у мамы было не самое радужное. Строгие родители, советские нравы, детский труд и суровое воспитание слепили из обычной маленькой девочки настоящую машину для достижения целей. И цели эти росли вместе с ней: школа, медицинский, карьерный рост в больнице. Все, что мама начинала, заканчивалось успехом, хоть часто и давалось тяжелым трудом.
Но была загвоздка: что бы мама ни делала, в семье требовали от неё ещё больше, лучше, выше, сильнее.
Потом появляюсь я, и начинается самое веселье.
От меня ждут пятёрку с плюсом в начальной школе, вылизанные полы дома, успехов в студии ИЗО и на секции фигурного катания. Время идёт, а меня всё так же ругают за четверки. Всё так же я получаю подзатыльники за то, что смотрела телек после школы.
Я вырастаю тем «шуганным» ребёнком, у которого сердце уходит в пятки, когда звонит мама.
Вроде бы, я и добрая, и не жадная, и очень общительная. Но требовалось от меня всё больше и больше. Меня часто сравнивали с другими детьми, более тихими, более умными, более усидчивыми (на мой взгляд — просто скучными).
Я тогда не понимала всего происходящего, обижалась, совершенно не рефлексировала.
А сейчас осознала: мама просто не понимала, что идеал, на который она пыталась меня равнять, жил только в её голове.
Её представления об «успешности» и «нормальности» слагались из опыта разных семей в лучшем случае, в худшем — из прочитанных книг и просмотренных фильмов. В итоге мне задрали планку, через которую не перепрыгнул бы ни один подросток.
И чем это оборачивается сейчас?
Во-первых, синдром «отличницы» во всей красе. Я комплексую из-за плохих оценок, из-за вторых (а не первых) мест в конкурсах, из-за того, что у кого-то что-то получается лучше.
Ещё один яркий пример — маниакальная страсть к уборке. Я чуть ли не каждый день начищаю до блеска унитаз, это прям моё любимое занятие.
Из этого вытекает третья проблема: мне очень сложно длительно находиться рядом с нечистоплотными людьми. У меня возникают конфликты на почве чистоты. Всех гостей я заставляю мыться, даже если они этого не хотят… Это вообще нормально?
Сейчас уже сказать сложно, каким я была бы человеком, если бы от меня не требовали так много в детстве. Скорее всего безалаберным, безамбициозным и точно не таким интеллектуальным (и скромным, ха-ха). Но вместе с тем, наверное, была бы спокойнее, размереннее, рассудительнее. Не поддавалась бы эмоциям так легко, как делаю это сейчас.
Может показаться, что главная мысль этого текста очевидна и проста — идеала не существует.
Но для меня это открылось всего пару дней назад.
Теперь каждое мое действие и почти каждое слово более взвешены. Я меньше осуждаю окружающих, меньше требую от близких и друзей быть «лучше».
Над чем мне ещё остаётся работать, так это над осуждением себя, но это уже совсем другая история...
Когда проработаю и эту проблему, можно будет рожать и воспитывать своего ребёнка. Думаю, только тогда я буду готова его направлять, не требуя того, что требовали от меня с самых ранних лет.
Прервётся порочный круг несчастных людей, грустных детей.
К сожалению, немногие задумываются над такими глубокими вопросами, когда рожают и приступают к «взращиванию». Намного чаще ситуация развивается по принципу «дал бог зайку — даст и лужайку». Миллионы молодых ребят, достигая репродуктивного возраста, спешат исполнить биологический долг.
В результате на свет появляются миллионы новорождённых, которых приходится воспитывать в условиях неблагоприятных — не только социального характера, но и бытового!
Не все родители обладают достаточными элементарными знаниями в области психологии или педагогики, и уж тем более, далеко не у всех есть ген, инстинкт, отвечающий за способность воспитывать ребёнка.
Я не призываю никого НЕ рожать, это попахивало бы уже какой-то евгеникой, но призываю всех, кто почувствовал «зов природы», включать мозги и подходить осознанно даже к такому естественному процессу, как размножение!
Дарья Медведева
Другие тексты наших авторов:
-
Вводный урок. Испанский стыд
В девяностые годы прошлого века в Республике Беларусь, серьезно пострадавшей от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действовал ряд программ, благодаря которым дети (преимущественно до 14 лет) получали шанс несколько месяцев отдохнуть и поправить здоровье в той или иной стране Западной Европы... -
Что такое «норманнский вопрос»?
Вопрос о наших корнях, о том, откуда мы, волнует многих. Если человек, даже хорошо гуманитарно образованный и хорошо ориентирующийся в истории России, решит более глубоко разобраться в том, что же науке известно о древнейшем периоде Древнерусского государства, то на него выльется нескончаемый поток различных трактовок, теорий и гипотез... -
Почему мы любим насилие?
Даже самый спокойный, воспитанный, начитанный человек с двумя-трёмя высшими образованиями иногда испытывает нездоровое любопытство и может часами смотреть на картину «Сатурн, пожирающий своих детей» или включить фильм «Человеческая многоножка»...