Радио как площадка для размещения компромата сегодня используется редко. Пожалуй, в истории современной России пик размещения материалов, «порочащих честь и достоинство», пришёлся на приснопамятную выборную кампанию, оставшуюся в недолгой народной памяти под слоганом «Голосуй, а то проиграешь». Времена были забавные, чёрных денег в медиабизнесе крутилось несоизмеримо меньше, чем сейчас, но в процентном отношении к общей массе шерсти золотого тельца — больше в десятки раз. По сути дела, в середине девяностых любого владельца коммерческой радиостанции с полпинка можно было отправлять на освоение целины радиовещания в Краснокаменск. И не одного, а вместе с творческими, финансовыми и хозяйственными коллективами. В то героическое время «живые» деньги были если не экзотикой, то совсем не обязательным атрибутом деловых отношений «рекламодатель-радиостанция». Из тех самых «товарно-денежных отношений» рекламодатель то и дело старался внаглую вычеркнуть денежную составляющую. Засилье бартера, конечно же, заставляло радио закрывать глаза на нравственный, этический и прочие непопулярные в период бандитского капитализма аспекты бизнеса. Если заказчик размещения информации о депутате-бизнесмене-артисте приносил настоящие деньги в настоящем конверте, то на следующий день короткий сюжет в новостях о копрофаге-затейнике, укравшем деньги инвалидов и потратившем их на удовлетворение своих педофильских страстей, появлялся в эфире аккурат между вестями с полей и курсом доллара. Смех берёт, когда начинаешь вспоминать лилипутские суммы, с помощью которых делался «чёрный пиар» в Москве до времени «..я устал, я ухожу…». Сегодня за эти деньги даже «доброе имя» дворника Джамшута из Капотни не опорочишь. Затрат больше.
Году эдак в девяносто восьмом — девятом, перебирая от нечего делать стопку рекламных и околорекламных материалов, которые из рекламной же службы должны были отнести в продакшн и ньюз-рум, натыкаюсь на явную «заказуху» с пометкой «идёт второй новостью в блоке». О как! Полстраницы текста о том, как безжалостно обращаются с российской природой наймиты заморского капитала, окопавшиеся под вывеской отечественной нефтяной компании, и, мол, «куда смотрит прокуратура». Так уж получилось, что мой близкий друг и, мало того, родственник в то время был одним из вице-президентов этой самой компании и не раз рассказывал мне о перипетиях битвы с другим нефтяным гигантом за новое «сытное» месторождение. Разумеется, я спросил начальника рекламной службы богадельни: «Откуда дровишки?». Оказывается, одна из карликовых коммуникационных контор ежемесячно заносит налом три тысячи долларов и за эти деньги имеет право размещать в выпусках новостей радиостанции любую лабуду, хоть про нечистоплотность нефтяников, хоть о простатите победителей конкурса юмористов-любителей. Когда я рассказал о «наезде» своему нефтяному другу, озвучив, понятное дело, название рекламного агентства, он даже не рассмеялся. Подобные вещи даже в то время эффект производили нулевой и сама схема существовала исключительно на энтузиазме тех самых рекламных карликов, которые «разводили» самым наивным образом богатых заказчиков компромата. Что сделать было совсем не сложно, благо речь шла о смешных для серьёзного бизнеса суммах, а тот якобы эффект никто не отслеживал. «Доходы невелики, но в нашем положении ценны» — этим заветом турецкоподданного руководствовались в девяностые все без исключения средства донесения до контингента массовой информации.
Сегодня лучшими полями для взращивания «компры» давно стали волшебный ящик и прыгающие квадратики баннеров. Цены, разумеется, сильно изменились (догадайтесь, в какую сторону). Эффект, иногда, от правильно поданного компромата превосходит самые смелые и радужные ожидания заказчиков. Но к радио это не имеет никакого, или почти никакого, отношения. И если вы услышали шум канализационных потоков, которые популярный радиоперсонаж извергает на голову бизнесмена или политика, знайте — это не за деньги. Это
Игорь Ружейников