Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Выбирай, а то обижаешь

Свои права надо знать. Свои права надо уметь отстаивать. Но как часом не скатиться в хамство?

 

Автобус, везущий от дома к метро. Привычно протягиваю кондуктору сбербанковскую карточку – в кошельке ни рубля наличными, да и оплата картой позволяет сберечь до тысячи рублей в месяц, а этим деньгам всегда можно найти лучшее применение.

Кондуктор – женщина лет пятидесяти, обесцвеченные локоны выбиваются из-под заношенной шапочки – выдыхает тяжело:

– Аппарат с утра карты не принимает. Только наличка.

– В чём дело? Всегда принимала.

– Связи нет, на базе что-то прошивают. Если хотите, звоните диспетчеру, жалуйтесь. Оплатите наличными.

– Наличных нет.

– Можете выйти на следующей остановке и подождать другой автобус.

– Но это же трата времени, – пытаюсь найти ключи к заветной дверце, за которой спряталось понимание.

– Ну не видит аппарат карты. Или давайте деньги. Или подождите другой автобус. А за провоз безбилетника меня оштрафуют.

…Выйти, конечно, могу. Но потеряю время. Что делать? Остаться и отстаивать своё право ехать дальше? Ругаться?! Молча игнорировать претензии служительницы общественного транспорта?

С одной стороны, понимаю, что права мои как пассажира нарушены. С другой – жаль эту измученную труженицу рубля и билета. Видно: она вовсе не прирождённая хамка из числа тех, которых бывает полезно поставить на место.

И всё-таки выходить на остановке сейчас себе дороже: предновогодье, дорожный коллапс, автобусы крадутся исполинскими черепахами – когда там подоспеет следующий.

Обращаюсь к рядом сидящей пассажирке:

– Простите, может, у вас найдутся наличные, а я вам тут же переведу на карту через мобильный банк?

– Мне сейчас уже выходить, конечно, – на мгновенье вглядывается она в меня. – Но давайте.

Душа ободряется. Радостно и за мир – он не без добрых людей, и за себя – внушаю доверие первым встречным.

Через пару минут история с картой повторяется, только финал иной.

Пассажир лет сорока. Хорошая одежда скрывает накачанное тело. Признаки интеллекта на лице. Борода не скрывает брутальности. Место в салоне наш герой занимает сидячее.

– Мужчина, карты Сбербанка аппарат не принимает. Только наличные.

– А мне дело. Нет наличных.

– Тогда прошу вас пересесть в другой автобус.

– Так вези. Я-то тут при чём.

– Мужчина пересядьте в другой автобус, меня контролёры оштрафуют.

– И чё! Я плачу картой! Это ты не можешь принять! – в голосе слышится вызов, как перед поединком.

– Мужчина, позвоните начальству, пожалуйтесь, я-то что могу сделать! Нельзя без оплаты. С утра уже столько всего от пассажиров выслушала, больше в рейс выходить не хочется! Прошу вас, выйдете из автобуса. Пожалуйста! – едва не рыдает кондуктор.

– Ты у меня щас сама выйдешь! – словесно нокаутирует он.  

Конец диалога.

Все мы доехали до назначенной остановки. А я всё думал, чей же выбор, как поступить в одних и тех же предлагаемых жизнью обстоятельствах, правильнее.

Формально – выбор бородача. Он своё право ехать отстоял. Транспортное предприятие допустило хамство по отношению к пассажирам, отказав в возможности оплатить проезд картой. Пассажир нахамил в ответ. Но, выплеснув раздражение, обрызгал своей грязью окружающих и перепачкался сам.

Верно ли поступил я? До сих пор не знаю. Не стал обострять назревающий конфликт, хотя имел право. Ну какой смысл донимать кондуктора в набитом людьми автобусе? Звони и жалуйся руководству транспортного предприятия. Конечно, плохо, если под конец года оно решило так перевыполнить план – собрать больше наличности с народа из-за якобы не считываемых сбербанковских карт. Но даже если так, всё равно рад тому, что не пререкался с кондуктором, а первая же попавшаяся пассажирка вызвалась помочь. И ей, пришедшей на выручку, это было даже приятно – проявила участие.

Каждое мгновенье своей жизни мы выбираем. Повернуться – не повернуться. Сказать – не сказать. Похвалить – поругать. Написать – промолчать. Бороться – уступить. Помочь – пройти мимо. Всякий новый выбор – наш личный вклад в одну из мировых копилок. В одной – добро, понимание, отзывчивость, радость, любовь… В другой – раздражение, хамство, неприязнь, гнев, злоба...

Не хочу множить то, чего и так в избытке. Даже когда выходит, что своим выбором поощряю пренебрежение моими же правами.

Верно ли это, что скажете?

Николай Черняев

Как нам хамят чиновные лица

...и все-все-все: Хам обыкновенный

1965


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95