Актриса Елизавета Боярская рассказывает об уловках, на которые идут при съемках застольных сцен, делится своими кулинарными предпочтениями и отношением к попкорну в кинотеатре.
Елизавета Боярская: Сейчас, как правило, основное «богатство» стола составляют муляжи. Выглядят они очень натуралистично, но неспособны передать некую ауру, аромат настоящих блюд. Я это поняла для себя во время съёмок в фильме Карена Георгиевича Шахназарова «Анна Каренина». В картине было много роскошных застольных сцен, и каждый раз еда на столах была настоящей. Мы все не первый день снимаемся, много чего повидали, но всякий раз, входя на площадку для съёмок сцен с застольями, приходили в неописуемый восторг. Не только участники массовки, но и мы, актёры, доставали свои телефоны и начинали всё это фотографировать.
Сергей Грачёв, «ПРО. Кухню: Извините, фотографировать еду?!»
- Да! Удержаться было невозможно, равно как и делать вид, что всё это для нас привычно и обыденно. Сервировка, сами блюда, ароматы создавали неповторимую имперскую роскошь. Это была не просто еда, а настоящие произведения искусства. Мне эти столы даже напомнили картины голландских художников. Сейчас так не накрывают, так не готовят и не оформляют даже на самых пафосных банкетах с ледяными скульптурами и прочими наворотами.
- Кстати, русская классическая литература изобилует описанием застольных сцен. Как бы вы это объяснили?
- Мне кажется, для людей того времени, если мы говорим о представителях элиты, каждое застолье представляло собой особый обряд, форму коммуникации. Да и просто они любили хорошо, красиво поесть, выпить. Пропустить рюмку водки за обедом или пригубить бокал вина было в порядке вещей. Сама еда порой становилась темой для разговоров.
- При вашей загруженности в театре и кино у вас хватает времени, чтобы что-то самой готовить, ходить за продуктами? Или этим занимается кто-то другой?
- Всё зависит от степени загруженности. Если я более или менее свободна, очень люблю ездить на рынки за свежайшими овощами, рыбой, мясом и прочими продуктами. Не могу сказать, что я большой профессионал в кулинарном деле, но готовить самостоятельно люблю. Обычно делаю это по рецептам. А рецепт выбираю, ориентируясь на картинку готового блюда, ну и, конечно, на ингредиенты, которые в него входят. К сожалению, ритм жизни далеко не всегда позволяет регулярно проводить время у плиты. Поэтому мы с Максимом (супруг Елизаветы, актёр Максим Матвеев. - Ред.) часто заказываем готовую еду.
- Вы имеете в виду фастфуд?!
- Нет, ни в коем случае. Сейчас есть компании, которые могут организовать тебе пятиразовое сбалансированное и в общем полезное питание. Тебе с вечера привозят набор еды, и в течение следующего завтраки, полдники, обеды у тебя всегда под рукой. Это достаточно удобно.
- А как вы относитесь к так называемому кинокорму, то есть к еде, которой актёров кормят во время съёмок?
- Если я не успела или забыла взять с собой на съёмки свою еду, ем то, что дают. Я непривередлива, приспосабливаюсь к разным обстоятельствам, в том числе и гастрономическим. Но в целом стараюсь бережно относиться к своему здоровью.
- Ваш отец, Михаил Сергеевич, рассказывал в интервью нашему журналу, что его кулинарные пристрастия и ваши с Максимом кардинально различаются. На здоровом, сбалансированном питании он точно не зациклен. Почему так получилось? В вашем детстве, юношестве питались за одним столом, значит, и вкусы у вас должны быть схожи?
- Совсем необязательно. Меняется время, ассортимент в магазинах, и вместе с этим меняется ощущение еды, отношение к ней. Это вполне нормально, закономерно. В советские годы никто и понятия у нас в стране не имел о том, например, что такое авокадо. Сегодня его можно купить в любом магазине, многие знают, что это за фрукт, как его употреблять и что он полезен. Я это говорю к тому, что палка колбасы уже давно не кажется роскошью и каким-то деликатесом.
- Люди, имеющие непосредственное отношение к кино, часто высказывают недовольство, что зрителя приучили жевать попкорн во время просмотра фильмов. Как вы относитесь к этому явлению?
- Да я и сама люблю похрустеть попкорном в кинозале. Но тут всё зависит от того, какое кино я иду смотреть. Если это комедия или мультфильм, запросто могу позволить себе взять хороший стакан попкорна. Но, если я иду смотреть драму или какую-то серьёзную картину, я от этого удовольствия отказываюсь, поскольку считаю это неуместным.
- Во время спектаклей зрители что-то едят в зале?
- Слава богу, нет! Ну, конечно, изредка бывает, что кто-то начинает медленно и, как ему кажется, бесшумно доставать и разворачивать конфету или шоколадку, но тенденцией я бы это не назвала. Большую проблему по-прежнему представляют невыключенные мобильные телефоны. Хотя в питерских театрах звонки во время спектаклей уже практически не раздаются. А вот в провинциальных, к сожалению, до сих пор активно трезвонят.
- Напоследок наш традиционной уже вопрос: есть ли такой продукт, которым вы можете с удовольствием питаться несколько месяцев? И, соответственно, какие продукты на дух не переносите?
- Я могу сколько угодно питаться сыром. С хлебом, без хлеба - как угодно. Он мне никогда не надоедает. Ещё, пожалуй, могу спокойно питаться оливками. А вот продукты, которые на дух не переношу, навскидку назвать сложно. (Задумывается.) Я как-то попробовала устрицы и поняла, что, если попробую их хотя бы ещё раз, просто умру. Не понравились они мне категорически! Ещё не переношу всякие водоросли, многие другие морепродукты. Не моё это всё.
- Видимо, вы не любите японскую кухню, почему-то столь популярную в нашей стране?
- Японскую кухню я люблю, но очень избирательно. Предпочитаю блюда с угрём, лососем, иногда с тунцом и морским гребешком. На блюда с другими ингредиентами смотрю с недоверием и опаской.
Сергей Грачёв