Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Я влип в историю, буквально»

Актер Александр Яценко — о том, как рассмотреть в себе Ивана Грозного

Александр Яценко сегодня один из самых популярных российских актеров. «Один из» — все же означает какой-то ряд, состоящий из 10 или 15 подобных же знаменитостей, и они между собой вполне сопоставимы. Однако есть одна существенная деталь, которая выделяет Яценко даже из этого ряда,— в его послужном списке нет ни одной победительской роли; он не играет в боевиках и экшенах «того самого парня», который всех побивает и торжествует в конце. Не изображает он и героев-любовников, которые завоевывают избранницу бешеным обаянием или сногсшибательной улыбкой. Он, наконец, не герой многочисленных наших комедий, где все «заканчивается хорошо». Яценко почти всегда играет аутсайдеров, людей запутавшихся, проигравших или потерявших все — или не нашедших себя в нашем сложном мире. Стать при этом сверхпопулярным, кинозвездой — вещь по нынешним временам, пожалуй, фантастическая. Для этого действительно нужен талант.

— Прежде чем сыграть Ивана Грозного (одноименный сериал вышел на телеканале «Россия» в ноябре 2020-го), вы в сериале «Екатерина» играли Петра III. Когда играешь царя, это что-то меняет или нет? Или вообще — все равно, кого играть?

— Нет, ничего не меняет. Просто когда играешь известного человека, историческую личность, тем более противоречивую — испытываешь больше страха. Хотя в этот раз начиналось все как-то легко. Позвали на пробы, я согласился — я вообще люблю пробоваться. Это как тренировка внутренняя: приходишь, пробуешь безответственно, не задумываясь. Конечно, когда я услышал: «пробы на роль Ивана Грозного» — я с юмором это воспринял. Попробовался и забыл. Но когда через месяц примерно позвонили: «Тебя утвердили, Саш» — мне стало страшно. Знаете, бывает такое чувство: понимаешь, что влип. Влип в историю, буквально.

Поначалу мне вообще ничего не нравилось, прежде всего я сам. Правда, меня отправили к прекрасным пластикам, они сделали маску, слепок с моего лица — он теперь где-то там лежит, на студии. С этим слепком пластики работали, приделывали всякие брови, носы. Странное получилось лицо. Я подумал про себя: «Да ну, Саня, какой из тебя Грозный, вообще». Пластики доделали мне нос, я в первый раз надел парик, а там в это время был еще один актер, мой партнер, мы хорошо знакомы. Пока меня гримировали, он за всем этим в зеркало наблюдал. В какой-то момент спрашивает: «Саня, это ты, что ли?» «Да»,— отвечаю. Я и сам не понял, что это я.

— Грим Ивана Грозного у нас не в первый раз в кино делают. Опыт большой.

— Это все страшно тяжело технически. У меня были пробы в разных гримах, мне клеили практически все лицо, и в итоге для того, чтобы более или менее органично улыбнуться, нужно растягивать рот на всю ширину, как в фильме ужасов. Ты не понимаешь, что с тобой и где находишься, меня одолевала масса сомнений. Еще эти громоздкие костюмы… Вообще не понятно, как в этом ходить. Потом я научился в царском кафтане жить и даже не засыпать. Потому что если ты в нем даже просто приляжешь, то все разрушится — и тебя опять поведут на грим, и опять придется все переклеивать. Я придумал одну штуку. Сделал себе ортопедический каркас для спины — чтобы ровная была. Обычно у меня, когда устаю, такое сутулое вообще состояние. А тут мне показалось, что для царя это непозволительно — ходить с расслабленной спиной. Но я не на каждую сцену каркас надевал — долго в нем находиться невозможно. Первый съемочный день был в Кремлевских палатах, и я помню, что он длился бесконечно. Я в первый день съемок всегда переживаю, такая у меня привычка. А дальше уже как в воду кидаешься и плывешь. Пытаешься слушать режиссера, иногда споришь. Я, кажется, один или два раза с режиссером все-таки поспорил. И он почему-то сразу согласился.

— А во время дублей вы можете что-то добавлять от себя, додумывать образ?

— Тогда, в первый день, я вдруг сообразил, что мне мясо нужно есть ножом — точнее, кинжалом. На столе лежал кусок окорока. И я начал для себя потихоньку репетировать — чтобы сжиться с этим ножом, научиться им отрезать, переворачивать мясо.

Чтобы не было ощущения, что я этот нож в первый раз держу в руке. И я там как-то пилил этот окорок потихоньку на тарелке — пока на улице народ бунтовал. Дальше началась пандемия, съемки остановились. Я решил провести это время с пользой и начал все читать и смотреть про Ивана Грозного. Причем мне самому непонятно было, что я ищу.

— А сегодня вообще принято обсуждать героя, разбирать его — то, что в театре называется «застольный период»?

— Нет, в сериалах это не принято. Кроме того, сценарий буквально на ходу переписывался, дописывался, сокращался. Пока мне не дали некий условный финальный вариант — мол, смотри, мы там что-то сократили, убрали. Конечно, это не самый удобный вариант для актера — когда все на ходу меняется. Гораздо лучше, когда все заранее, когда есть время подумать, уварить, не торопиться… Так у Бори Хлебникова — всегда до съемок идет проговаривание текста. К началу съемок ты уже в курсе характеров всех героев, не только собственного, и уже не так паникуешь. А тут, в телесериале, все быстро, и ошибки неизбежны. Эти мои ошибки мне потом не дают покоя, я не сплю, хочу их исправить. Так и происходит внутренняя проработка роли. Постепенно рождается характер, персонаж, и тебе понятны разные амплитуды героя. В итоге мне не стыдно за то, что получилось на экране.

— Получился действительно противоречивый персонаж, еще не безнадежный, не тот, которого потом, в старости, играет Маковецкий.

— Ну да, так и было задумано: пока он влюблен в свою жену, у него есть надежда. Когда человек влюблен, он хочет лучше стать. В этом смысле мне была абсолютно понятна мотивация героя. При этом он остается мнительным человеком — и день ото дня все больше. Я, конечно, читал знаменитую переписку Грозного с Курбским. Выражаясь современным языком, Курбский его постоянно троллит — прямо вот по пять страниц, и все с юмором. Ты, мол, на себя посмотри, как бы тебе с ума не сойти — края потерял, берегов не видишь. Курбский, я считаю, правильно поступал — такой у него характер, независимый. Он человек мыслящий, рассуждающий, и он не захотел приносить себя в жертву. Мне многое дала их переписка, я как бы со стороны увидел свой персонаж — не все же ему комплименты слышать да здравицы…

— Она местами очень современной выглядит, эта переписка.

— Да, хотя с трудом продираешься сквозь устаревшую лексику, но идея, что называется, ясна. И вот после карантина я примерно уже начал понимать, как нужно играть Грозного. Сравнялся с ним, что ли. Съемки возобновились летом, в самую жару. Мы снимали в павильоне, и корсет на мне уже совсем не держался. Потом еще прикрепили ко мне эту камеру новую, когда я в бреду вижу своего деда, Ивана III, и он у меня как бы качается, плывет перед глазами, поскольку это в моем воображении происходит, в воспаленном. В общем, в итоге все безумно интересно оказалось.

— Редко какой актер удостаивается сегодня эссе, журналистского портрета. Я таких про вас насчитал три или четыре, причем в специализированных киножурналах. Я даже выписал цитаты: «трогательная расфокусированность», «уникальное сочетание растерянной ранимости и невероятной решимости», «теневой герой нашего времени». И практически все авторы, не сговариваясь, делают акцент на вашем голосе, на его своеобразии, потому что какие-то судьбоносные вещи вы произносите обычно тихим голосом. А еще вы выразительно умеете молчать в кадре. Кто вас этому учил — молчать и говорить тихо?

— Даже не знаю, что сказать… У меня со сценической речью в ГИТИСе всегда были проблемы. На первом курсе мне поставили «два» по сценречи и чуть не отчислили из-за этого. На втором мой прекрасный педагог Антонина Михайловна сказала мне: «Надо просто заниматься. Делать что-то с твоим неповторимым голосом». Ну, конечно, она ничего не говорила про «неповторимый», она просто сказала, что надо работать. Я и работал. Где-то ближе к пятому курсу говорю: «Антонина Михайловна, ну зачем нам все эти дыхательные упражнения — наверх, туда и сюда… Как чувствуешь — так и делай, не задумываясь». А она мне: «Вот для этого и нужно было сперва освоить технику, чтобы остальное само пришло к тебе». Но я все равно этого долго не понимал. И роли мне поначалу давали какие-то молчаливые, потому что я по натуре, как мне кажется, косноязычный. Правда, могу, когда выпиваю, нести всякую чушь без остановки — в этот момент у меня, что называется, язык развязывается. Кто-то считает, что это даже смешно. Хлебников (режиссер Борис Хлебников.— «О»), например, уверен, что у меня есть чувство юмора. Но если честно, я всегда боялся разговоров. Вот даже интервью. Потому что, по сути, и не знаю что сказать.

— У нас в «Огоньке» не интервью, а беседы. Так что опасаться нечего. Знаете, оттого, что вы никогда не форсируете голос в кадре, не кричите — это в итоге гораздо убедительнее звучит, чем у многих ваших коллег. Наверное, привычка форсировать воспитана у нас театром — чтобы на балконе слышали.

— Кстати с речью мне помог как раз театр. Миндаугас Карбаускис (ныне — худрук Московского театра им. Маяковского.— «О») дал мне в «Табакерке» роль просто потрясающую — в спектакле по Фолкнеру «Когда я умирала». Я там играл 8-летнего мальчика, который сошел с ума, у него мама умерла. У Фолкнера все выстроено как цепь монологов героев, иногда длинных, иногда в одно-два предложения. Авторского текста нет, 59 монологов от каждого лица. И вот у меня был монолог мальчика, и мне сначала было вообще непонятно, что мой герой хочет сказать. А потом я разобрался и понял, что он просто сошел с ума — и в этот момент почувствовал себя совершенно счастливым. Вернее, мне Карбаускис подсказал. Он сказал: ты произноси этот текст так, как будто теперь все на свете тебе стало понятно.

— Ваше актерское поколение называют «тихим». Вы играете в основном незнаменитых людей — наших современников, пришибленных 90-ми, не нашедших себя в новом времени. И им вообще трудно что-то внятное о себе сказать — как у Николая Хомерики в фильме «Сердца бумеранг» или в «Свободном плавании» Бориса Хлебникова. Но и эти люди хотят быть услышанными. Как происходит момент знакомства с такими героями, как вы входите в роль человека без свойств, если угодно? Вы же не можете в данном случае прочесть, условно, его «переписку с Курбским».

— Я всегда, сочиняя персонаж, думаю над каждой сценой. Одну сцену найдешь, потом у тебя что-то дальше рождается, и так далее. Придумываю, ищу вместе с режиссером. «Смотри, такая штука…» — «Точно, так ведь гораздо лучше, вернее». Я абсолютно убежден, что актеру необходим режиссер, без него ты никто. Ну, нет — конечно, ты можешь выйти наряженным, загримированным, но что ты хочешь сказать?.. Поэтому важно придумывать вместе.

Знаете, даже когда есть много разного материала про героя — как с Грозным,— все равно, как показывает практика, в первую очередь все зависит от знания роли. Знакомство происходит, когда ты выучиваешь роль и она проникает внутрь тебя. Поэтому я всегда, независимо от того, кого играю, стараюсь прочитать сценарий как можно большее количество раз. После четвертого примерно раза герой уже начинает жить в тебе самостоятельно, в какой-то общей истории. Чем лучше знаешь сценарий, тем проще понять мотивы героя. Я теперь вообще стал текст с лета учить, каждый день читать… Ну не каждый, вру. Раз в неделю говорю себе: надо почитать. Когда проговариваешь про себя сценарий, текст уже переплавляется в тебя. После этого начинаешь плохо спать, иногда вообще не спится, а иногда глаза закроешь — и провалишься; проснешься — как будто вообще не спал. Это момент, когда текст в тебя буквально входит. Обычно я и чужие тексты заодно запоминаю — за всех героев могу пересказать. Считаю, что так правильно: чтобы в диалоге сохранялась музыка. Как бы это объяснить… Короче, я не знаю, как я готовлюсь. Просто много раз перечитываю текст, и еще — методом тыка.

— Вот вы окончили ГИТИС, и перед вами как перед любым начинающим актером дилемма: играть что попало, лишь бы тебя запоминали, чтобы узнавали, или выбирать роли, отказываться от проходных, искать себя. Как вы решали для себя этот вопрос именно в начале карьеры?

— Конечно, кажется, ответ очевиден: нужно выбирать, не играть что попало… но это так в теории, в жизни все сложнее или, наоборот, прозаичнее. Моя актерская жизнь была в каком-то смысле предрешена, когда я снялся у Бахтиёра Худойназарова в «Шике» (2003), это сразу наложило на меня печать артхаусного актера. Да и мне, в общем, нравилось сниматься у небанальных режиссеров. На самом деле я много пробовался, и очень многое поначалу не получалось. Или предлагали сценарий сериала, серий на 90, и я вообще не понимал, что с этим делать. Честно пытался одолеть, складывал эту гору бумаги вот такими стопками, брался, бросал, снова начинал… Меня опять куда-то не брали, а на одних пробах я поругался с режиссером, и он сказал что-то вроде «да кто ты такой».

По правде говоря, я в то время выглядел как асоциальный элемент: помятый, жить негде, и вдобавок я еще ходил все время в камуфляжном комбинезоне.

Один раз пришел на «Мосфильм», а меня там охранники…

— …Не хотели пускать?

— Не хотели. Думали, какой-то человек с улицы незаконно решил проникнуть, так сказать, на территорию. На самом деле это было очень интересное время, мы были все наэлектризованные какие-то. Вбегаешь на «Мосфильм», открываешь двери, а вахтер тебе устало: «Вы читать умеете? Там же написано: актеры не нужны». Но мне это даже нравилось, я считал, что нужно ходить на все вообще пробы, никогда не говорить себе «не пойду». Всегда нужно пробовать — вдруг что-то выйдет? На пробах можно делать какие-то вещи совсем безбашенные, ты там ни к чему не привязан. При этом важно, конечно, понимать, куда идешь сниматься.

— Но деньги!.. В артхаусе ведь не заработаешь, а жить на что-то нужно.

— Да, как-то я жил, скромно. Поначалу вообще ничего не было, после института (Александр Яценко родился в Волгограде. — «О»). Причем меня ведь еще и выгнали из ГИТИСа за три месяца до окончания (за драку с преподавателем.— «О») — и я, кстати, благодарен за это, в том числе и Марку Захарову, моему мастеру. Потому что я на три месяца раньше, чем мои однокурсники, понял, что в кино ты никому не нужен, и успел адаптировался к этому. Мне нужно было чем-то занять себя в то время, что-то делать. Я не знаю… шлялся, на кастинги ездил. Потом мы с моим однокурсником Сережей Ленцовым вдруг решили ехать в Лондон, хотели там русский театр организовать. И вот мы приехали туда и ждали еще двух актеров и режиссера из Москвы. А им отказали в посольстве, в визовом центре, и в итоге я вернулся в Москву. Начался такой период, когда буквально негде было жить. Я шатался по чужим квартирам, дрейфовал от друзей к друзьям, месяца два это продолжалось. А потом пошел на фестиваль новой драмы и встретил в Камергерском переулке Карбаускиса. Он был рад меня видеть, чего я, честно говоря, не ожидал. Думал, он ко мне как-то странно относится, я же в то время постоянно огрызался, хамил… А он вдруг говорит: «Слушай, видел твой "Шик" — хорошая работа. Ты чего сейчас делаешь, ты где вообще?» — «Нигде». — «Есть такая роль, спектакль по Фолкнеру, если хочешь — приходи на репетиции». Это было первое место, где я начал по-настоящему репетировать. Знаете, говорят: артист без роли, как рыба без воды. Мне кажется это абсолютно верным. Чем больше работаешь — тем легче. Ко мне вот в пандемию вернулась эта знакомая паника: опять работы не будет…

— «Жителей Москвы поражает неизвестный смертельный вирус, главными симптомами являются кашель и обесцвечивание глаз, а через три-четыре дня наступает летальный исход. Как противостоять инфекции, никто не знает» — это синопсис фантастического сериала «Эпидемия», в котором вы снялись в 2019 году. Вы, наверное, уже нашутились на эту тему — как невольно предсказали апокалипсис…

— Да, мы сняли этот сериал примерно за год до эпидемии. Когда все началось по-настоящему, коллеги постоянно шутили: ребята, вы же все знали заранее, почему не предупредили?.. Мне еще относительно повезло — пандемия по мне несильно ударила. Кажется, 26 марта я снялся в «Грозном», 28-го все закрыли, апрель — май я просидел с женой и детьми на даче, а уже с 1 июня у меня начались проекты, один за другим. Летом возобновился «Грозный», и потом пошло плотняком: «Мертвые души» Гриши Константинопольского, «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова, съемки у Наташи Меркуловой и Алексея Чупова в фильме «Капитан Волконогов бежал» и вот сейчас — второй сезон «Года культуры».

Но пока был двухмесячный перерыв, в конце апреля у меня все-таки случился срыв. Мне показалось, что долго сижу без работы. Стал бояться, что кино теперь вообще перестанут снимать. У меня обычно, когда заканчивается проект, начинается паника. Казалось бы, ты теперь человек свободный, отдыхай, наслаждайся!.. Но нет, паника. Первый месяц карантина, скажу честно, я вообще не пил. Потом начал потихоньку употреблять. Дня три было нормально, а на четвертый я отчего-то целую бутылку водки выпил, сорвался, поссорился со всеми и уехал в Москву. На следующий день вернулся.

— Должен заметить, вы очень откровенно рассказываете о своих слабостях, недостатках, даже о депрессиях. Раньше считалось, что для творческого человека депрессии — это в своем роде нормально, и их нужно уметь использовать. Вы умеете?

— Согласен, вроде бы даже и нормально… Мне давно подарили книжку, она называлась «Депрессия и волшебная сила тоски». Мне эта книжка в какой-то момент помогла. Кроме того, теперь ответственности больше: когда дети появляются, ты перестаешь на себе зацикливаться. Всегда есть повод что-то делать, поэтому у меня сейчас меньше депрессий, но тоже бывает. Семья спасает, жена…

Не могу не задать один вопрос. На всех, кто знал лично Михаила Ефремова, его печальная история произвела впечатление. Понятно, что виноват, но все равно не укладывается в голове. Эта история, скажите честно, повлияла в целом на актерскую среду?

— Думаю, да. Здесь ведь еще нужно сказать, что Миша — такой человек, что у каждого буквально к нему такое отношение, как… к близкому родственнику. Ты понимаешь весь ужас ситуации, переживаешь за погибшего водителя, но тебе при этом все равно безумно жалко Мишу. Мишка, как же так… Я думаю, все нормально будет, он справится. У меня банальная теория для таких случаев: что ни делается — все к лучшему… Мы, к сожалению, только из собственных ошибок уроки извлекаем.

— Знаете, когда в сотый или тысячный раз ты вынужден напоминать окружающим людям, просить их о том, чтобы соблюдали дистанцию или носили маски, то понимаешь, что эти просьбы по возможности все равно нужно произносить так, чтобы человека не обидеть… Ну вот вашим тоном и с вашей примерно интонацией, тихим голосом.

— Недавно у меня конфликт на дороге возник. Остановилась рядом машина, я взглянул на водителя — просто на автомате — и как бы уже о своем думал. А ему показалось, что я на него смотрю. Он открыл окно и заорал буквально: «Чего смотришь?..» Я даже не понял сперва, говорю: «А что, нельзя?» А он: «Нельзя! Это моя частная собственность!» Я вскипел. «Пошел ты!» — кричу. Потом он уехал, а я сижу и понимаю: я же постоянно живу с этой готовностью дать отпор. Нельзя все время существовать в конфликте. Этим ты сам же и провоцируешь ситуацию. Всегда нужно стараться даже разъяренному человеку сказать: «Да ладно, успокойся». Обычно, когда такое говоришь, любой человек успокаивается. Я вот давно думаю: лучше не доводить до таких ситуаций. Уметь выруливать. Это мелочь, но спасает. И это нам всем нужно, сейчас особенно.

Беседовал Андрей Архангельский

Источник

260


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95