Послушал две песни Zемфиры: «Ждать» (с концерта в Одессе) и «Хочешь» (концерт на вручении молодежной премии «Триумф» — в принципе один из моих любимых). Вернулся к своей весенней идее послушать и откомментировать ряд концертных выступлений певицы. Итак: Челябинск, 2002.
«Трафик». Эксперименты Z с аранжировками и электроникой продолжаются. В целом версия приблизительно равна будущему концерту в Подольске. Активная подача вокала, здесь — грудного и несколько мужеподобного.
?
«Сигареты». Остраненное гармоническое вступление. Не всегда выстроено по звуковому балансу (претензия к звукорежиссеру в первую очередь; с другой стороны — догадываюсь, как сложно «ловить» непредсказуемую Земфиру). Но в целом — чуть не гениально исполнено. Как жаль, что Zемфира до сих пор не выпустила ни одного концертного альбома, в то время как «пиратские» записи самого разного (далеко не лучшего) качества и формата бродят по интернету в огромном количестве. Склонен считать это проявлением неуважения к поклонникам и общего «пофигизма» «девочки с плеером». Простите за тон высказывания…
«Почему». Любопытный вариант аранжировки. Но главное здесь — звонкость и свежесть голоса Земфиры Рамазановой.
«Сказки». Чудесная песня. Исполнена более живо и тонусно, чем на альбоме («Четырнадцать недель тишины»), но немножко в стиле «ужастика». «Если в зале были уфимские, то это песня про наш с вами город» (Z).
«Ракеты». Хорошо. Еще более «в стиле «ужастика». Земфиру «понесло».
«Лондон». Лучшая, на мой взгляд, песня Земфиры Талгатовны. Раздражает визг девочек-тинейджеров в промежутках! Хороший вариант аранжировки.
«Главное». Великолепная песня, замечательно исполненная.
«Р». Мощная и мрачная песня. Звучит почти угрожающе, что усилено в этом варианте аранжировки.
«Синоптик». Неожиданные регистровые переброски вокала. Характерные для концертов Z «трансовые» вариации на слово или словосочетание (нередко — в ущерб основному тексту, но только не впечатлению). Добавочная инструментальная вставка в конце (с минимальной импровизацией Земфиры — все-таки отделение эстрадного вокала Уфимского училища искусств за плечами). Нередко возникает ощущение, что певица сама входит в подобие транса во время концертных выступлений.
«Ощущения». Одна из моих любимых песен альбома «Четырнадцать недель тишины». По направлению очень близка джазу + вкрапления электроники. Неплохое по настроению исполнение, но многих слов просто не разобрать.
«Прости меня моя любовь». Очень любопытная, совсем не альбомная аранжировка (из концертного арсенала — слышал на нескольких выступлениях), но скорее экспериментальная: немного напрягает.
«Кто». Веселая и проходная песня. Видимо, Земфире сложнее писать веселые песни, и она их не особо тщательно «фильтрует». «В кассу» небольшая джазовая вставка в конце. Забавна привычка Z после исполнения каждой песни благодарить слушателей.
«Снег». Вначале Земфира немного пококетничала («эту песню, конечно, никто не знает»), но исполнила «без дураков».
«Земфира». ?
«Web-girl». В период моих ночных бдений в интернете (Cafe-max на «Новокузнецкой») эта песня обязательно звучала под утро по радио. А посему воспринимается мной почти как личное воспоминание. Несколько более утяжеленная деталями версия, чем в альбоме.
«Zero». Просто и со вкусом исполнено. Ровнее по вокалу и настроению, чем в альбоме («ПММЛ»), но производит меньшее впечатление (?).
«Ариведерчи». Отлично спето. Версия очень понравилась. Интересное, я бы сказал минималистское начало.
«Мечтой». Не считаю эту песню удачной, да и исполнение достаточно невнятное (этакий «антракт» внутри концерта). С другой стороны, в очевидной недописанности, недосказанности этой песни есть свое очарование.
«Мачо». Эта песня нравится моим лучшим друзьям — Лене Ложкиной и Мише Турикову; нравится даже моей маме. Меня первое время раздражал припев. Со временем песня мне тоже понравилась, но — «не цепляет». Честно говоря, я удивился, когда «Мачо» вышел в широкую ротацию, был снят клип (тоже, кстати, для меня — маловыразительный). Если говорить конкретно о данном исполнении — ничего особенного, в альбоме — лучше.
«Песня». Приятная, с любопытным текстом (точные «перевёртыши»: «время убивает меня, я убиваю время», «песни сочиняют меня, я сочиняю песни»). Очень хорошее, насыщенное исполнение.
«Хочешь». Меня очень радует песня в этой аранжировке (менее пафосной, чем в альбоме), но её исполнение больше порадовало на «Максидроме-2002» (с другой стороны, здесь голос звучит свежее и активнее).
«Не пошлое». Одна из моих любимых песен Земфиры. Версия близка будущему исполнению с Инной Чуриковой на «Не голубом огоньке-2004» (там, правда, только под «фанеру», в смысле под фортепиано).
«Доказано». Интересная и удачная версия аранжировки, в ней по особенному прозвучала Земфира, предельно искренняя здесь.
«Бесконечность». Одна из лучших песен Z, замечательно исполнена.