Первая часть. Коротко о главном
Вторая часть. Становлюсь корреспондентом
Третья часть. Ухожу из редакции
Четвёртая часть. Безработица как работа
Пятая часть. Я охранник
Шестая часть. Мой опыт в продажах
Седьмая часть. Вкушаю хлеб фриланса
Хлеб фриланса оказался для меня действительно вкусным. Можно было сбалансировать какие-то сферы своей жизни, не погружаясь в 8-часовой рабочий день, который был бы для меня настоящей тюрьмой, а выполняя различные задачи с текстом тогда, когда это удобно.
В 2012 году я уже полноценно влился во фрилансерское сообщество, находя заказы в основном на крупнейшем профильном сайте Рунета, а потом — по «сарафанке». На пути были как успехи, так и неудачи; как приятные моменты, так и те, которые не хочется вспоминать.
Успехи
Ну вот работал я, например, на питерских богачей в 2013-м. Но даже не это греет душу, а как хвалили меня в переписке. Работы хватило всего на несколько месяцев, однако опыт был интересный. Требовалось вебинары расшифровывать, новости писать про одного бизнесмена на основе видео. По сути, это был PR его как коуча, а также его проектов, в частности «Пора делать!». Выше — скриншот из переписки, когда я прямо в ВК скинул тестовое и получил благосклонный ответ. Им нравилось, как я пишу, иногда меня рекомендовали другим.
Также у меня был интересный период сотрудничества с Николаем Воробьёвым, который создал проект iCoach, где начальник продвигал бизнес успешных предпринимателей. Сначала меня стандарт-менеджером взяли, а потом редактором.
Это всё — помимо тонн текстов о фильмах и передачах, упомянутых в прошлый раз.
А ещё время от времени я писал новости с анкорами для белорусского агентства. Позже один из его сотрудников на долгое время стал моим постоянным заказчиком. Писал контент для продвижения различных сайтов. Очень много СЕО-текстов. Это когда вроде и о товарах/услугах пишешь, но в то же время всякие ключевые слова по тексту раскидываешь, чтобы поисковики выдавали эти статьи для тех, кто что-то подобное ищет.
Случались и совершенно неожиданные приятные моменты. Например, когда на меня загадочным образом вышел богатый человек в социальных сетях. Он написал: «Привет. Тебя рекомендовали...» — и предложил связаться, чтобы обсудить подробности написания сценария на рекламу его компании по грузоперевозкам для радио.
Тогда это был новый для меня подобный опыт. Когда именно сценарий рекламного ролика нужно было написать. Должен заметить, что первый вариант у меня получился довольно банальным, в стиле телерекламы 1990-х. Потом немного лучше вник в задачу и выдал то, что заказчик одобрил. Одной из идей было «вдолбить» в сознание слушателей название фирмы путём многократного повтора. Другая важная идея — использовать в ролике Алису, голосового помощника из Яндекса. Далее заказчик ещё не раз выходил на связь для решения некоторых задач, связанных с рекламой.
Неудачи и ошибки
Почти всю мою фрилансерскую карьеру мне время от времени предлагали писать об автомобилях. Автор мужского пола, грамотный, почему бы ему не писать о машинах, двигателях, ремонтах? И я пробовал, но получалось плохо — просто потому, что ни аза в них не смыслил.
Как-то я рассказал одному своему знакомому, владельцу авто, что иногда брался писать про авто. Узнав это и понимая уровень моих технических знаний в данной, он был крайне разочарован в копирайтинге.
Конечно, когда дело не касалось технологических дебрей вроде ремонта генератора в «фольксвагене», я вполне мог справиться с задачей. Например, описать какую-то новую модель автомобиля, а также особенности перегона авто из США или услуг фирмы, которая этим занимается.
Такая же примерно история с медициной. Я описывал услуги одной белорусской клиники, полностью укомплектовав их сайт текстами. Меня часто хвалили, хотя иногда врачи делали небольшие поправки, так как знали определённые нюансы своей работы лучше меня. Но если (по другому проекту) нужно было описать особенности редкого заболевания и его лечения... Лучше мне было за эту задачу не браться.
Зато после каждой неудачи я делал выводы на будущее. И теперь гораздо лучше и быстрее понимаю, в какие проекты вписываться не стоит.
В некоторых случаях я использовал помощников, которые только хотели попробовать себя в копирайтинге. Конечно, я понимал, что сам отвечаю за тексты, поэтому тщательно их вычитывал. Однако в одном случае несколько легкомысленно отнёсся к подбору исполнителей и проверке их текстов, так что в итоге возникли проблемы. Решить их удалось таким образом: договорились, что некоторый объём текстов я напишу бесплатно, потом — за полцены, а затем вернёмся к прежней ставке.
Ещё один странный момент в моей карьере — это то, что на её начальном этапе я оказался «специалистом» отправить не тот текст или не туда. Первый вариант решался через некоторое время, хотя и стоил мне и заказчику нервов. Когда же я однажды отправил тексты не туда, это привело к крайне неприятной ситуации.
Конечно, со временем я стал внимательнее, но те случаи, ещё долго тяготили меня и заставляли осознавать своё несовершенство.
Кирилл Жихарев