Выпуская материалы о таких особенностях самореализации, как амикошонство или неймдроппинг, мы обошли стороной их главную сущность, общее ядро, видовое сходство. Нечто, что является не менее могущественной силой человеческих действий, чем фрейдистские «бессознательное» или «сублимация». Это то, что называется не литературным, но не менее точным словом. Понты.
Понты, понты, понты – вот двигатель прогресса, а вовсе не лень, как принято считать.
Само собой, с самого детства вы встречали людей, которые излишне часто стремятся обратить ваше внимание на их благополучие: финансовое, ментальное, интеллектуальное.
– Нет, что ты, я езжу только на такси бизнес-класса. Как иначе.
– Конечно, я же настоящий мужчина: как я сказал ей – так и будет.
– Я прочитала роман Набокова и очень оценила его постмодернистскую и пародийную суть.
Само собой, больше половины из речи таких людей лишена стопроцентной достоверности и является выдумкой. Да даже если и всё (или почти всё) из их разговоров – чистая правда, существуют правила приличия человеческого общения.
– Мы пьём кофе только из ресторанчика в Романовом переулке.
– Да если бы он только подошёл, я бы ему сразу вломил!..
– Ой, такое не подходит для студентов журфака МГУ!
Однако людям хвалящимся и понтующимся неизвестны правила хорошего тона, эстетического обращения, элементарной скромности. Если человек скажет, что он скромный, он априори перестаёт им быть, так как по-настоящему скромный человек так бы никогда не сказал. А что говорить о людях, речь которых на 80% состоит из понтов.
– Я двести тысяч на эту поездку угрохала, представляешь!
– Не представляешь, как мы с ней тогда развлеклись...
– А ты правда не смотрел тот короткометражный фильм Феллини?
Самое страшное, что такие люди не переучиваются и не исправляются сами. Вечные хлестаковы, раз солгав и начав понтоваться, повинуются мановению делать это всё чаще и чаще. Если поначалу они могут убедить человека своими россказнями, то впоследствии, даже услышав от поверивших доказательство собственной лжи, всё равно не могут остановиться. Или просто переключаются на других людей, кто ещё не слышал.
Их гений – чистые понты. Гений в том древнеримском смысле, когда слово обозначало покровителя человека в разных делах. Пушкин использовал выражение «гений чистой красоты», имея в виду особенный дух защиты именно этого поэтического свойства – красоты. Но в данном случае это – грешное божество гордыни, внутренней неустойчивости, желания показаться другим лучше, чем ты есть.
Как поступать с такими людьми? Ровно так же, как надо бороться с явлением Хлестакова. То есть – совершенно никак, потому что такие люди бессмертны, успешны, неотразимы. Их нельзя победить, потому что они побеждают сами – хвалясь. Аптекарь Омэ всё равно получит свой орден, а мнимый ревизор успешно сбежит.
Не лень, повторимся, двигатель прогресса, а понты – ведь с их помощью можно заставить человека увидеть то, кем ты не являешься; попытаться расположить к себе, подружиться и вечно вешать свою восхитительную лапшу на уши. Не заслуга, а её описание; не качество, а его присвоение; не дело, а его видимость. Но, как пела одна группа, можно делать и отсутствие дела.
А уж попонтоваться этим делом – дело святое.
Борис Поженин