Когда я размышлял над названием этой статьи, второй вариант, который пришел мне в голову — душнилы и д...бы. В нем есть некая внутренняя красота: оба слова начинаются на одну букву и на одну букву заканчиваются. И логика примерно такая же!
Творческие люди делятся на два типа: душнилы, чей элитарный интеллектуализм уводит их в дали дальние от живой жизни и, соответственно, дол*бы, чей смысловой уровень и вкус ориентируются на потребности широких масс. Ну а к широким массам какие могут быть претензии? Их старательно отупляют уже десятки лет, используя все доступные прогрессу методы. Ликбез — вещь прекрасная, но она никак не помогает продавать человеку фастфуд или приучать ненавидеть соседнее племя. Однако все же я решил остановиться на несколько другом, но смежном аспекте дилеммы каждого творческого человека. Так кто же такие эти ваши говнари и блудницы?
Начнем с блудниц. Первые, кто сразу приходит на ум — обитатели новогоднего ящика и завсегдатаи концертов на площадях. Да, как вы догадались, никакой привязки к полу здесь нет. Каждый из нас иногда бывает блудницей, но ботоксные скоморохи способны дать в этом деле сто очков вперед любой ночной бабочке. Отдавать свое тело в чужое пользование за деньги - это страшная вещь, но не менее страшная - жертвовать ради денег своим талантом, той самой божественной искрой.
Unsplash by
Конечно, это страшный обмен, ведь любой художник и поэт, так или иначе, хочет иметь возможность жить результатами своего труда. Вот я, например, уже десять лет пишу песни в молоко, работая где придется. Вы думаете, я не мечтаю жить со своих песен? Конечно, кто не мечтает. Но если это означает полное предательство себя, то чутье говорит мне о том, что удовольствие от денег будет поверхностным и не таким уж и долгим. Истинный, глубокий кайф дает осознание того, что ты делаешь что-то стоящее. А самообман не способен спасти от душевных мук. Как говорит главный гуру 20-х Джордан Питерсон: “Ни разу за долгие годы своей практики я не видел, чтобы что-то сходило кому-то с рук. Ни разу”. Последствия могут быть нематериальными и отложенными на десяток лет, но они обязательно будут.
Самое интересное, что блудницы не обязательно могут быть плохими певцами или музыкантами (или писателями, телеведущими и кем угодно). Свою конвейерную дрянь продавшийся творец может выдавать легко и красиво. Особенно непринужденно это получается, если у тебя уже есть штат битмейкеров, штампующих для тебя кач. Все, что тебе остается, — подобно персонажу гоголевского «Портрета», изящно поставить подпись на работе подмастерья и продать задорого под своим именем.
Совсем другое дело — говнари. Если блудница своим именем гарантирует качество сделанного ею икеевского стульчика, то говнарь сколотит вам табуретку, готовую развалиться от одного вашего взгляда. Говнаря, как правило, редко можно упрекнуть в неискренности. Проблема скорее в том, что искренность — это всё, что у него есть.
И вот хочет человек красоту, приходит на рынок и видит толпу пьяных плотников, неспособных сколотить двух гвоздей и заполонивших все прилавки. Разве захочется покупателю протискиваться сквозь всю эту толпу в поисках настоящей ручной работы? Разумеется, нет. Он пойдет в красивый и изящный магазин блудниц, где приобретет пластиковый и практичный вариант.
Соцсети трещат от гитаристов, которые не могут зажать ничего, кроме десятка аккордов или посредственных поэтесс. Конечно, каждому хочется самовыражения, спору нет. И каждый заслуживает этого права. Но прежде чем тащить свою третьесортную рефлексию на цифровую витрину, подумай: что есть в тебе уникального? Можешь ли ты создать что-то неповторимое? Конечно, можешь. Я здесь не для того, чтобы кого-то принизить. Я лишь молю: развивайте свое искусство, улучшайте его непрерывно. Ищите в себе уникальное. Чтобы ваша табуретка не была похожа на тысячи других. А иначе вы просто оставляете без еды голодного художника ради жажды всеобщего одобрения.
Как бы то ни было, мое сердце всегда будет с говнарями, а не с блудницами. Именно поэтому я и обращаюсь к первым. Ведь говнарь может отгородиться от мира, засесть за работу и перестать быть говнарем. А вот блудница свою душу вернет уже вряд ли. Хотя надежда есть всегда.
Кирилл Савушкин